1.КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ 1.1. Пояснительная записка В настоящее время основой разработки дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ является следующая нормативно-правовая база: 1. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями на 01.07.2020); 2. Федеральный закон Российской Федерации от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (с изменениями на 31.07. 2020) ; 3. Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» ; 4. Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях развития России до 2030 года» ; 5. Национальный проект «Образование» - ПАСПОРТ утвержден президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24.12.2018 № 16) ; 6. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 г. № 996-р ; 7. Концепция развития дополнительного образования детей, утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 № 1726-р ; 8. Федеральный проект «Успех каждого ребенка» - ПРИЛОЖЕНИЕ к протоколу заседания проектного комитета по национальному проекту «Образование» от 07.12.2018 г. № 3 ; 9. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.12.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» ; 10. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» ; 11. Приказ Минпросвещения России от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем развития дополнительного образования детей» ; 12. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 05.05.2018 № 298н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» ; 2 13. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)» ; ; 14. Письмо Министерства образования и науки РФ от 29.03.016 № ВК641/09 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей» ; 15. Письмо Министерства Просвещения Российской Федерации от 20.02.2019 № ТС – 551/07 «О сопровождении образования обучающихся с ОВЗ и инвалидностью» ; 16. Об образовании в Республике Крым: закон Республики Крым от 06.07.2015 № 131-ЗРК/2015 (с изменениями на 10.09.2019). 17. Устава муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Трудовская средняя школа». 18. Положения о дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программах дополнительного образования детей муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Трудовская средняя школа». Программа «Занимательная информатика» знакомит учащихся с миром компьютерных технологий, позволяет применять полученные знания на практике, помогает ребёнку в реализации собственного личностного потенциала, что необходимо для адаптации в современном обществе. Курс обучения предполагает освоение учащимися компьютера не только как электронно-вычислительной машины, но и как средства творческого самовыражения. Направленность программы – техническая. Направление – информатика. Актуальность программы – в том, что информатика имеет очень большое и всевозрастающее число междисциплинарных связей, причем как на уровне понятийного аппарата, так и на уровне инструментария. Многие положения, развиваемые информатикой, рассматриваются как основа создания и использования информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) — одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации. Вместе с математикой, физикой, химией, биологией курс «Занимательной информатики» закладывает основы естественнонаучного мировоззрения. Программа направлена на развитие у учащихся практических навыков использования компьютера для решения различных прикладных задач. В ходе обучения изучаются офисные программы (создание документов, презентаций, работа с электронными таблицами), программы для работы с компьютерной графикой и анимацией, которые гармонично развивают умственные и 3 творческие способности обучающихся, необходимые им для успешного обучения в школе, а также развивают мелкую моторику и нестандартное мышление. Курс практико-ориентированный и позволяет учащимся на каждом занятии создавать различные образовательные и информационные продукты и проекты, которые они могут предъявить своим родителям, друзьям, учителям, что обеспечивает повышенную мотивацию и результативность обучения. Новизна дополнительной образовательной программы «Занимательная информатика» в том, что она усиливает вариативную составляющую общего образования и помогает ребятам в профессиональном самоопределении, способствует реализации их сил, знаний, полученных в базовом компоненте. Отличительная особенность программы «Занимательная информатика» от уже существующих в этой области программ заключаются в том, что: - создаются условия, необходимые для овладения обучающимися теми видами деятельности, которые дают им возможность проявить свой исследовательский и творческий потенциал, т. е. найти себя; - интересных и даже неожиданных результатов можно добиться, овладев лишь небольшой частью программной среды, подключив при работе свое воображение; - особое внимание уделяется не особенностям конкретного программного и аппаратного обеспечения, а общим принципам, лежащим в их основании; - в практической работе акцент перенесен на организацию практической работы с обучающимися с учетом их индивидуальных наклонностей и интересов, особенно при подготовке индивидуальных итоговых работ, рассчитанных на творческий подход к решению поставленных задач. Педагогическая целесообразность программы объясняется тем, что освоение подростками многогранного мира информационных технологий позволит им разумно оценить позитивные и негативные стороны виртуализации пространства и времени, грамотно выстроить собственные отношения и взаимодействия в информационном пространстве, расширить их общекультурный кругозор. Все это способно содействовать снижению или, в идеале, предотвращению влияния отрицательных аспектов информатизации общества, таких как втягивание подростков в игроманию, в целом в среду виртуального псевдообщения, уводящего из реального мира в мир иллюзий, потакание низменным чувствам и инстинктам человека. Программа позволяет научиться создавать свои собственные проекты с помощью различных компьютерных программ на основе коммуникационных технологий, которые обеспечивает компьютер; а также формирование умений и способов деятельности для решения практически важных задач по созданию собственных информационных ресурсов. Адресат программы: программа ориентирована на обучающихся в возрасте 10 - 15 лет. Количество учащихся в группе составляет 20 человек. 4 Программа подготовлена по принципу доступности учебного материала и соответствия его объема возрастным особенностям и уровню предварительной подготовки учащихся. Объем и срок освоения программы: 36 академических часов (1 час в неделю), 36 недель в рамках учебного года. Уровень программы: стартовый (ознакомительный). Форма обучения: очная. Особенности организации образовательного процесса: программа предусматривает проведение занятий в различных формах организации деятельности учащихся: - фронтальная – одновременная работа со всеми учащимися; - индивидуально-фронтальная – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы; - групповая – организация работы в группах; - индивидуальная – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем. В процессе реализации программы используются следующие формы организации занятий: теоретические и практические занятия, беседы, игры. Режим занятий: занятия проводятся 1 раз в неделю, их продолжительность составляет 45 минут. Занятия проводятся в течение всего года, включая осенние и весенние каникулы. При использовании электронных средств обучения (далее - ЭСО) во время занятий и перерывов должна проводиться гимнастика для глаз. Для профилактики нарушений осанки во время перерывов должны проводиться соответствующие физические упражнения. Общая продолжительность использования ЭСО на занятии не должна превышать для интерактивной доски и компьютера - 30 минут. 1.2. Цель и задачи программы Цель данной программы - развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие основных навыков и умений использовании компьютерных устройств; обучить их работе на компьютере в системной среде Microsoft Office, текстовом редакторе, графическом редакторе. Для реализации данной цели нужно решить следующие задачи: Образовательные задачи: Научить учащихся создавать документы, оформлять их; Научить учащихся создавать и обрабатывать рисунки с использованием графических редакторов; Включение учащихся в практическую деятельность; Развитие мотивации к сбору информации. Личностные задачи: Формирование потребности в саморазвитии; Формирование активной жизненной позиции; 5 Развитие культуры общения; Развитие навыков сотрудничества. Метапредметные задачи: Развитие деловых качеств, таких как самостоятельность, ответственность, активность, аккуратность; Развитие чувства прекрасного; Развитие у учащихся навыков критического мышления. 1.3. Воспитательный потенциал программы Для решения поставленных воспитательных задач и достижения цели программы, учащиеся привлекаются к участию в мероприятиях, проявляющих повышенный интерес к изучению информационных технологий, имеют возможность разрабатывать проекты и участвовать с ними в конкурсах различного уровня. Большое воспитательное значение имеет подведение итогов работы, анализ, оценка. Наиболее подходящая форма оценки – презентации, защита работ, выступление перед зрителями, среди которых родители, бабушки, дедушки ребят. В конце обучения – конкурс презентаций, защита творческих работ с использованием мультимедиа технологий. 1.4. Содержание программы Учебный план № п/п Наименование раздела, темы Всего часов Аудиторные часы Теория Практика Форма аттестации/ контроля I полугодие «Основы компьютерной графики» 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. Введение. Раздел 1. Обучение работе на компьютере. Раздел 2. Освоение среды графического редактора Paint. Раздел 3. Редактирование рисунков. Раздел 4. Точные построения графических объектов. Раздел 5. Преобразование рисунка. Раздел 6. Конструирование из мозаики. 6 1 0,5 0,5 Вводный контроль. Тестирование 2 1 1 опрос 3 1 2 2 0,5 1,5 3 1 2 2 1 1 2 0,5 1,5 самостоятельная работа практическая работа устный опрос практическая работа самостоятельная работа 8. Итоговое тестирование. 1 - 1 Итого: 16 5,5 10,5 Промежуточный контроль. Тест. II полугодие «Изучаем текстовые редакторы» 9. 10. 11. 12. 13. 14. Раздел 1. Общая характеристика текстового процессора. Раздел 2. Текстовый редактор Блокнот. Раздел 3. Текстовый редактор WordPad. Раздел 4. Текстовый редактор Microsoft Word. Раздел 5. Компьютерный практикум. Итоговый контроль. Итого: Итого за год: 3 1,5 1,5 3 1 2 4 1,5 2,5 4 1,5 2,5 4 1 3 2 - 2 20 36 6,5 12 13,5 24 устный опрос самостоятельная работа практическая работа самостоятельная работа, опрос индивидуальный проект Итоговый контроль. Защита индивидуального проекта Содержание учебной плана I полугодие «Основы компьютерной графики» Раздел 1. Введение. Обучение работе на компьютере. Теоретический курс: Назначение основных устройств компьютера. Правила работы за компьютером. Назначение объектов компьютерного рабочего стола. Понятие компьютерного меню. Освоение технологии работы с меню. Практические задачи: практическая работа «Обучение работе на компьютере», демонстрация возможностей компьютера. Вводный контроль. Входной контроль. Раздел 2. Освоение среды графического редактора Paint. Теоретический курс: Что такое компьютерная графика. Основные возможности графического редактора Paint по созданию графических объектов. Панель Палитра. Панель Инструменты. Настройка инструментов рисования. Создание рисунков с помощью инструментов. Практические задачи: практическая работа «Освоение среды графического редактора Paint», игра «Раскрась картинку по образцу». Раздел 3. Редактирование рисунков. 7 Теоретический курс: Понятие фрагмента рисунка. Технология выделения и перемещения фрагмента рисунка. Сохранение рисунка на диске. Понятие файла. Открытие файла с рисунком. Практические задачи: практическая работа «Редактирование рисунков», игра на внимание «Собери картинку». Раздел 4. Точные построения графических объектов. Теоретический курс: Геометрические инструменты. Использование клавиши shift при построении прямых, квадратов, окружностей. Редактирование графического объекта по пикселям. Понятие пиктограммы. Практические задачи: практическая работа «Точные построения графических объектов», составление симметричного узора. Раздел 5. Преобразование рисунка. Теоретический курс: Отражения и повороты. Наклоны. Сжатия и растяжения рисунка. Практические задачи: практическая работа «Преобразование рисунка», задание «Симметрия в окружающем мире». Раздел 6. Конструирование из мозаики. Теоретический курс: Понятие типового элемента мозаики. Понятие конструирования. Меню готовых форм – плоских и объемных. Конструирование с помощью меню готовых форм. Практические задачи: практическая работа «Конструирование из мозаики», игра «Снежный ком». Промежуточный контроль. II полугодие «Изучаем текстовые редакторы» Раздел 1. Общая характеристика текстового процессора. Теоретический курс: История обработки текстовых документов. Назначение текстового редактора. Назначение Основного меню. Команды Основного меню текстового редактора. Технология ввода текста. Практические задачи: Оформление текста: выделение текста цветом. Игра «Загадки». Раздел 2. Текстовый редактор Блокнот. Теоретический курс: Набор и редактирование текста. Вставка, удаление и замена символов. Вставка и удаление пустых строк. Действие с фрагментом текста: выделение, копирование, удаление, перемещение. Практические задачи: практическая работа «Текстовый редактор Блокнот», познавательная игра «Клавиатура: основные группы клавиш». Раздел 3. Текстовый редактор WordPad. Теоретический курс: Оформление абзаца и заголовка. Изменение размера и начертание шрифта. Метод выравнивания. Панель форматирования. 8 Форматирование абзаца. Ввод и загрузка текста. Нумерованные и маркированные списки. Практические задачи: практическая работа «Текстовый редактор Word Pad», клавиатурный тренажёр. Раздел 4. Текстовый редактор Microsoft Word. Теоретический курс: Объекты текстового документа и их параметры. Способы выделения объектов текстового документа. Форматирование текста. Оформление текста в виде таблицы и печать документа. Включение в текстовый документ графических объектов. Практические задачи: практическая работа «Текстовый редактор Microsoft Word», задание «Вставка в текстовый документ фигурных надписей». Раздел 5. Компьютерный практикум. Теоретический курс: Редактируем и форматируем текст. Создаём надписи. Размещаем текст и графику в таблице. Практические задачи: защита индивидуального проекта, выполнение практических работ по изученному материалу. Итоговый контроль. 1.5. Планируемые результаты В процессе изучения курса «Занимательная информатика» эффективно развивается целый ряд универсальных учебных действий. Для формирования личностных результатов, эффективны не только уроки, но и предоставление возможности проявить себя вне школьной учебы. Создание комфортной здоровьесберегающей среды - знание правил техники безопасности в кабинете информатики, адекватная оценка пользы и вреда от работы за компьютером, умение организовать свое рабочее время, распределить силы и т.д. В конце обучения, учащиеся будут знать: правила поведения при работе с компьютером; основные устройства компьютера; понятие файла; способы построения геометрических фигур; основные способы работы с информацией в программе Paint, Word, Power Point. Метапредметные результаты: учащиеся будут уметь: уверенно и легко владеть компьютером; делать выбор в режиме «меню» и управлять объектами на экране монитора; использовать клавиатуру и мышь при работе с прикладными программами; 9 вставлять картинки из файлов; получать различные варианты решения для одной и той же задачи; выделять форму предметов; определять размеры предметов; располагать предметы, объекты, цифры по возрастанию, убыванию; выделять, отображать, сравнивать множества и его элементы; уметь строить симметричные изображения простых геометрических фигур; создавать рисунки в графическом редакторе Paint; уметь составлять презентации в программе Power Point; создавать текстовые документы; печатать и редактировать текст; вставлять рисунки, объект WordArt; самостоятельно составлять композиции; видеть ошибки и уметь их исправлять. Учащиеся должны уметь использовать приобретенные знания и умения в учебной деятельности и повседневной жизни: Предметные результаты: готовить сообщения с использованием различных источников информации: книг, прессы, радио, телевидения, устных сообщений и др.; применять точную и понятную инструкцию при решении учебных задач и в повседневной жизни; придерживаться этических правил и норм, применяемых при работе с информацией, применять правила безопасного поведения при работе с компьютером, уметь давать полные ответы и аргументировать свои выводы. 10 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ 2.1. Календарный учебный график – (см. приложение № 4) Дата начала и окончания занятий – 01.09.2022г. – 31.05.2023г. Количество учебных недель – 36 Количество учебных дней – 36 Количество учебных часов - 36 2.2. Условия для реализации программы Материально-техническое обеспечение: учебный кабинет, оснащенный по всем требованиям безопасности и охраны труда с наличием: - столы - 10 шт., стулья - 20 шт.; - компьютеры – 9 шт.; - сканер, принтер, колонки; - мультимедийный проектор, интерактивная доска; - дисковые накопители. А также различный дидактический материал: теоретические задания, методические разработки, раздаточные материалы, поурочные задания, тесты, опросники. Информационное обеспечение: Периферийное оборудование: 1. принтер (цветной печати, формата А4); 2. мультимедийный проектор, подсоединяемый к компьютеру преподавателя; 3. устройства для ввода визуальной информации (сканер); 4. акустические колонки в составе рабочего места преподавателя; 5. комплект оборудования для подключения к сети Интернет. Программное обеспечение: 1. операционная система Windows; 2. браузер (в составе операционных систем); 3. мультимедиа проигрыватель (в составе операционной системы); 4. антивирусная программа; 5. программа-архиватор; 6. клавиатурный тренажер; 7. интегрированное офисное приложение: 8. текстовый редактор; 9. программа разработки презентаций, электронные таблицы. Электронные учебные пособия: 1. http://www.metodist.ru Лаборатория информатики МИОО 2. http://www.it-n.ru Сеть творческих учителей информатики 3. http://www.metod-kopilka.ru Методическая копилка учителя информатики 11 4. http://fcior.edu.ruhttp://eor.edu.ru Федеральный центр информационных образовательных ресурсов (ОМC) 5. http://pedsovet.su Педагогическое сообщество 6. http://school-collection.edu.ru Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. Кадровое обеспечение: Для успешной реализации образовательной программы необходимо квалифицированное кадровое обеспечение: лицо, имеющее высшее образование или среднее профессиональное образование в рамках укрупненных групп направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования «Образование и педагогические науки» или высшее образование либо среднее профессиональное образование в рамках иного направления подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования при условии его соответствия дополнительным общеразвивающим программам, дополнительным предпрофессиональным программам, реализуемым организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и получение при необходимости после трудоустройства дополнительного профессионального образования по направлению подготовки «Образование и педагогические науки»; лицо, обучающееся по образовательным программам высшего образования по специальностям и направлениям подготовки, соответствующим направленности дополнительных общеобразовательных программ, и успешно прошедшее промежуточную аттестацию не менее чем за два года обучения. Педагог, реализующий программу, должен регулярно проходить курсы повышения квалификации. Методическое обеспечение программы: 1. Особенности организации образовательного процесса: очная; при необходимости – с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий. 2. Методы обучения, в основе которых лежит способ организации занятия: – словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.); – наглядный (показ видео и мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.); – практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.). Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей: – объяснительно-иллюстративный (дети воспринимают и усваивают готовую информацию); – репродуктивный (учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности); – частично-поисковый (участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом); – исследовательский (самостоятельная работа учащихся). 12 3. Форма организации образовательного процесса: индивидуальная, групповая, индивидуально-групповая. 4. Формы организации учебного занятия: теоретические и практические занятия, беседы, игры. 5. Используются различные педагогические технологии: проблемного обучения – учащиеся самостоятельно находят пути решения той или иной задачи, поставленной педагогом, используя свой опыт, творческую активность; дифференцированного обучения – используется метод индивидуального обучения; личностно-ориентированного обучения – через самообразование происходит развитие индивидуальных способностей; развивающего обучения – учащиеся вовлекаются в различные виды деятельности; игрового обучения – через игровые ситуации, используемые педагогом, происходит закрепление пройденного материала (различные конкурсы, викторины и т.д.); здоровьесберегающие технологии - проведение физкультурных минуток, пальчиковой гимнастики во время занятий, а также беседы «Минутки безопасности» перед уходом учащихся домой. 6. Алгоритм учебного занятия: № Этап занятия 1 Организационный 2 3 4 5 Деятельность Организация начала занятия, приветствие, создание психологического настроя на занятие и активизация внимания Подготовительный Разминка, физические упражнения, игра Основной Объяснение теоретического материала Выполнение практических заданий Физкультминутка Итоговый Закрепление пройденного, подведение итогов работы каждого ребёнка Рефлексивный Самооценка учащимися своей работоспособности, психологического состояния, причин некачественной работы, результативности работы. 7. Дидактическое обеспечение программы располагает широким набором материалов и включает: видео- и фотоматериалы по разделам занятий; литературу для учащихся по техническому творчеству (учебные пособия, книги и др.); методическую копилку игр (для физкультминуток и на сплочение детского коллектива); 13 иллюстративный материал по разделам программы (ксерокопии, рисунки, таблицы, тематические карты и др.); раздаточный материал (шаблоны, карточки); 2.3. Формы аттестации Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей проходит через их участие в: опросах; решении практических задач; самостоятельной работе; написании индивидуального проекта; защите индивидуального проекта. Входной контроль – проводится с целью изучения отношения ребенка к выбранной деятельности, его способностей и достижений в этой области, личностных качеств ребенка. Входной контроль заключается в опросе. Текущий контроль – проводится в течение года по окончании изучения темы в форме самостоятельной работы. Промежуточный контроль – проводится по окончании изучения раздела, с целью изучения динамики освоения ребенком предметного содержания в форме выполнения практических заданий. Итоговый контроль – проводится в конце обучения по программе с целью определения изменения уровня творческих способностей каждого ребенка, определения результатов обучения в форме защиты индивидуального проекта. Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов: выполненные практические задания, проекты. Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов: выполненные практические задания, индивидуальный проект, конкурсы. 2.4. Список литературы: Литература для педагога. Основная: 1. Босова Л.Л., Уроки информатики: Методическое пособие /Л. Л. Босова, А. Ю. Босова. -3-е изд., испр. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006. -320 с. 2. Дуванов А. А., Азы информатики. Рисуем на компьютере. Книга учителя. СПб.: БХВ-Петербург, 2005. - 352с.: ил. 3. Макарова Н. В., Николайчук Г. С., Титова Ю. Ф., Симонова И. В., Информатика. Начальный курс: Учебник. 2-е изд., переработанное/Под ред. Н. В. Макаровой. - СПб.: Питер. 2003.-160с.: ил. 4. Макарова Н. В., Программа по информатике (системно-информационная концепция). - СПб.: Питер. 2004.-64с.: ил. Дополнительная: 1. Практические задания по курсу «Пользователь персонального компьютера». Методическое пособие. /Разработано: В. П. Жуланова, Е. О. 14 Казадаева, О. Л. Колпаков, В. Н. Борздун, М. А. Анисова, О. Н. Тырина, Н. Н. Тырина-Кемерово: КРИПКиПРО. - 2003. 2. Сидорова С. В., Информатика.: материалы к урокам/авт.-сост. С. В. Сидорова. - Волгоград: Учитель, 2008. -128 с. 3. Симонович С. В., Евсеев Г. А., Алексеев А. Г., Общая информатика: Учебное пособие для средней школы. -М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА: ИнфоркомПресс,2002. -592 с. 4. Симонович С. В., Компьютер в вашей школе. -М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА: Инфорком-Пресс,336с. Литература для учащихся и родителей. Основная: 1. Дуванов А. А., Азы информатики. Рисуем на компьютере. Книга для ученика. - СПб.: БХВ-Петербург, 2005. - 352с.: ил. 2. Зорячев А. В. Информатика и ИКТ (Мой инструмент компьютер). Учебник для учащихся. – М.: Баласс, 2007. 3. Златопольский Д. М. Занимательная информатика. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011. Дополнительная: 1. Борман Дж. Компьютерная энциклопедия для школьников и их родителей. – СПб., 1996. 2. Семёнов А. Л., Рудченко Т. А. Информатика: Тетрадь проектов для учащихся. – М.: Просвещение, 2012. 15 3. ПРИЛОЖЕНИЯ Приложение 1 3.1. Оценочные материалы Оценка результативности обучающихся по образовательной программе осуществляется по двенадцати балльной системе и имеет три уровня оценивания: Высокий (9-12 баллов); Средний (5-8 баллов); Слабый (1-4 балла). Критерии выявления образовательных результатов учащихся: 1. Владение теоретическими знаниями. 2. Применение знаний, умений, навыков на практике. 3. Учебно-коммуникативные умения. 4. Учебно-организационные умения и навыки. Каждый критерий оценивается от 1-4 баллов. Общий балл оценки обученности составляет сумма баллов по всем критериям. Максимальное количество баллов - 12. Определение уровня освоения программы: Высокий уровень от 9 до 12 баллов: - свободное оперирование знаниями, умениями и навыками, полученными на занятиях; - свобода восприятия теоретической информации; - высокая активность, быстрота включения в деятельность, в коллективную работу (инициативность); - большая степень самостоятельности и качество выполнения практических заданий; - свобода владения материалами и оборудованием; - широта кругозора; - творческое отношение к выполнению практического задания; - ответственность при выполнении работы. Средний уровень от 5 до 8 баллов: - хорошее оперирование знаниями, умениями и навыками, полученными на занятиях; - невысокая степень активности, невысокая инициативность; - небольшая степень самостоятельности при выполнении заданий, когда ребёнок нуждается в дополнительной помощи педагога; - не очень высокое качество выполнения практических заданий. Слабый уровень от 1 до 4 баллов: - слабое оперирование знаниями, умениями, полученными на занятиях; - слабая активность включения в деятельность, выполняет работу только по конкретным заданиям; - слабая степень самостоятельности при выполнении практических заданий (выполнять задания только с помощью педагога); 16 - обучающийся проявляет интерес к деятельности, но его активность наблюдается только на определенных этапах работы. Приложение 2 3.2. Методические материалы Тест на 1 полугодие (вводный контроль) 1. Правила поведения в компьютерном классе: А) во время занятий можно перемещаться по классу без разрешения учителя; Б) запрещено держать лишние предметы на рабочем столе; В) можно приходить во влажной одежде и работать влажными руками. 2. Сколько времени ребенку можно находиться перед компьютером? А) 2 часа; Б) 1 час; В) 15-20 минут. 3. Основное устройство компьютера: А) принтер, сканер; Б) монитор системный блок, мышь, клавиатура; В) диски, флеш - карты. 4. С помощью, каких кнопок можно вводить имя и фамилию: А) функциональных; Б) цифровых; В) буквенных. 5. Сколько щелчков нужно сделать на рабочем столе в области пиктограммы: А) 1 щелчок левой кнопкой; Б) 3 щелчка левой кнопкой; В) 2 щелчка левой кнопкой. 6. Что означает название операционной системы Windows: А) программа; Б) окно; В) игры; 7. С помощью какой программы можно рисовать и раскрашивать: А) калькулятор; Б) блокнот; В) Paint. 8. Какие инструменты понадобиться для раскрашивания в графическом редакторе Paint. А) карандаш; Б) кисть и палитра; В) кисть. 9. Как называется создание разных объектов на компьютере из отдельных деталей: А) рисование; 17 Б) моделирование; В) конструирование. Тест (промежуточный контроль) 1. Информация, которая представлена с помощью букв, слов и предложений, называется: А) текстовая; Б) графическая; В) числовая. 2. Для хранения информации в наше время используются: А) наскальные рисунки; Б) компьютеры; В) радиоволны. 3. Мячи растут на дереве: Яблоки растут на дереве: А) истинное суждение; А) истинное суждение; Б) ложное суждение. Б) ложное суждение. 4. Сравнение свойств, предметов или явлений между собой называется: А) моделирование; Б) конструирование; В) сопоставление. 5. Множество стульев, столов, шкафов, кроватей называется: А) мебель; Б) одежда; В) техника. 6. В жизни часто сталкиваемся с алгоритмами. Они могут называться: А) приказ, план, рецепт, порядок действий; Б) модель; В) схема. 7. Способ представления алгоритма с помощью слов называется: А) словесным; Б) графическим; В) программой. 8. Представления алгоритма с помощью блоков называется: А) программой; Б) графическим; В) словесным. 9. Приведите примеры исполнителей. Критерии оценивания: правильный ответ – 1 балл 8 - 9 – высокий уровень обученности 5 - 7 средний уровень обученности 1 - 4 низкий уровень обученности 18 Тест на lI полугодие (итоговый контроль) 1. Для чего мы используем параметры страницы документа? Выберите один из вариантов ответа: Чтобы вставить нумерацию страниц; Чтобы расставить переносы; Чтобы задать отступы от границ страницы до границ текста; Чтобы выровнять текст. 2. Можем ли мы обвести часть текста рамкой, чтобы выделить её? Выберите один из вариантов ответа: Да, для этого нужно воспользоваться границами и заливкой; Да и для этого нужно воспользоваться параметрами страницы; Это можно сделать с помощью пункта Поля в Параметрах страницы; Нет, можно сделать рамку только для целой страницы. 3. Какие пункты мы можем осуществить при выводе документа на печать? Выберите несколько вариантов ответа: Указать количество страниц; Указать печать нескольких страниц на одной; Указать печать 5 страниц на одной; Распечатать только отдельные страницы; Выбрать печать нескольких копий. 4. Текстовый редактор — это программа для ... Выберите один из вариантов ответа: обработки графической информации; обработки видеоинформации; обработки текстовой информации; работы с музыкальными записями. 5. Как удалить символ, стоящий слева от курсора... Выберите один из вариантов ответа: Нажать Delete Нажать BS Нажать Alt Нажать Ctrl+Shift 6. Укажите порядок сохранения отредактированного документа под другим именем. Укажите порядок следования вариантов ответа: Нажать Файл; Сохранить как; Выбрать место и имя файла; Нажать сохранить. 7. Какое действие мы можем выполнить с таблицей? Выберите несколько вариантов ответа: Объединение ячеек; Изменить количество строк и столбцов; 19 Закрасить одну ячейку; Вставить рисунок вместо границы; Изменить вид границ таблицы. 8. Курсор - это Выберите один из вариантов ответа: устройство ввода текстовой информации; клавиша на клавиатуре; наименьший элемент отображения на экране; метка на экране монитора, указывающая позицию, в которой будет отображен вводимый с клавиатуры. 9. Как включить панель инструментов Рисование? Выберите один из вариантов ответа: Вид - Панели инструментов - Рисование Правка - Вставить - Панели инструментов - Рисование Файл - открыть - Рисование 10. Как можно вставить рисунок в текстовый документ? Выберите несколько вариантов ответа: из графического редактора; из файла; из коллекции готовых картинок; из меню Файл; из принтера. 11. Как в текстовом редакторе напечатать символ которого нет на клавиатуре? Выберите один из вариантов ответа: Воспользоваться вставкой символа; Использовать для этого рисование; Вставить из специального файла. 12. Укажите последовательность действий, выполняемых при вставке формулы. Укажите порядок следования вариантов ответа: Выбрать пункт меню Вставка; Нажать Объект; Выбрать Microsoft Equation; Написать формулу; Нажать левой кнопкой мыши в свободной области экрана. Критерии оценивания: правильный ответ – 1 балл 9 – 12 - Высокий уровень обученности 5 – 8 - Средний уровень обученности 1 – 4 - Низкий уровень обученности 20 Приложение 3 3.3. № п/п Календарно – тематическое планирование. Кол-во часов Название темы занятия Дата по расписанию по плану по факту Форма аттестации / контроля I полугодие «Основы компьютерной графики» Раздел 1 1.1 1.2 1.3 сентябрь 3 Обучение работе на компьютере Введение. Информация. Информатика. Компьютер. Вводный контроль. Рабочий стол. Управление мышью. Запуск программ. 1 тестирование 1 опрос Практическая работа по теме: «Обучение работе на компьютере». 1 П/р Раздел 2 Освоение среды графического редактора Paint 3 Назначение графического редактора Paint. 2.1 1 Компьютерная графика Итого за месяц 4 октябрь Панель Палитра. Изменение Палитры. Свободное 2.2 1 рисование. Практическая работа по теме: «Освоение среды 2.3 1 графического редактора Paint» Раздел 3 Редактирование рисунков 2 21 самостоятель ная работа опрос П/р Примечание (корректировка) 3.1 3.2 Понятие фрагмента рисунка. Выделение, перенос, копирование. Практическая работа по теме: «Редактирование рисунков» Итого за месяц 1 опрос 1 П/р 4 ноябрь Раздел 4 4.1 4.2 4.3 Раздел 5 5.1 5.2 Раздел 6 6.1 6.2 6.3 Точные построения графических объектов 3 Геометрические инструменты. Инструменты 1 рисования линий. Построение линий. Что такое пиксель и пиктограмма. Изменение 1 масштаба просмотра рисунков. Практическая работа по теме: «Точные 1 построения графических объектов» Преобразование рисунка 2 Выполнение команд наклона, отражения и 1 поворота Итого за месяц 4 декабрь Практическая работа по теме: «Преобразование 1 рисунка» Конструирование из мозаики 3 Меню готовых форм. Конструирование из 1 кубиков. Практическая работа по теме: «Конструирование 1 из мозаики» Итоговое тестирование. Обобщающее занятие. 1 Промежуточный контроль. 22 устный опрос опрос П/р опрос П/р самостоятель ная работа П/р тест № п/п Итого за месяц 4 Итого за I полугодие 16 Кол-во часов Название темы занятия Дата по расписанию по плану Форма аттестации / контроля по факту II полугодие «Изучаем текстовые редакторы» январь Раздел 1 Общая характеристика текстового процессора 3 1.1 История обработки текстовых документов 1 опрос 1.2 Характеристики текстовых редакторов 1 опрос 1.3 Объекты текстового документа и их параметры 1 опрос Раздел 2 Текстовый редактор Блокнот 3 Ввод текста в редакторе Блокнот. Редактирование 2.1 1 текста. Итого за месяц 4 февраль Действия с фрагментами текста. Сохранение 2.2 1 данных на компьютере. Практическая работа по теме: «Текстовый 2.3 1 редактор Блокнот» Раздел 3 Текстовый редактор WordPad 4 Оформление абзаца и заголовка. Изменение 3.1 размера и начертание шрифта. Метод 1 выравнивания. 23 самостоятель ная работа опрос П/р опрос Примечание (корректировка) Панель форматирования. Форматирование абзаца. 1 Ввод и загрузка текста. Итого за месяц 4 март Нумерованные и маркированные списки. Работа с 3.3 1 клавиатурным тренажером. Практическая работа по теме: «Текстовый 3.4 1 редактор Word Pad». Раздел 4 Текстовый редактор Microsoft Word 4 Знакомимся с текстовым процессором Microsoft 4.1 Word. Способы выделения объектов текстового 1 документа. Создание и редактирование текстового документа. 4.2 1 Форматирование текста. Итого за месяц 4 апрель Оформление текста в виде таблицы. Вставка в 4.3 текст рисунка. Оформление художественных 1 заголовков. Практическая работа по теме: «Текстовый 4.4 1 редактор Microsoft Word» Раздел 5 Компьютерный практикум 4 Редактируем и форматируем текст. Создаем 5.1 1 надписи 5.2 Размещаем текст и графику в таблице 1 Итого за месяц 4 май 3.2 24 опрос опрос П/р самостоятель ная работа опрос опрос П/р индивидуаль ный проект опрос 5.3 5.4 6. Создание поздравительной открытки Творческая работа «Чему я Обобщающие занятие. научился». Итоговый контроль. 1 опрос 1 обобщение 2 защита индивидуаль ного проекта Итого за месяц 4 Итого за II полугодие 20 Итого за год: 36 25 формы Кол-во часов в Кол-во часов месяц в неделю Объем учебной нагрузки на учебный год 36 часов 26 март апрель 1 2 3 4 5 6 7 1 1 1 1 1 1 1 1 1 4 4 4 4 4 4 4 4 4 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 Итоговый контроль февраль Индивидуальный проект. работа, январь Самостоятельная опрос декабрь Практическая работа. 1 полугодие Самостоятельная работа. 3.4. Устный опрос. Промежуточный контроль. ноябрь Самостоятельная работа Практическая работа Кол-во учебных Месяц недель сентябрь октябрь Устный опрос Практическая работа Самостоятельная работа Опрос Вводный контроль. Тест. Аттестация/ контроля Приложение 4 Календарный учебный график 2 полугодие май 28 29 30 31 32 33 34 35 36