Традиции народов Крыма

1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ
1.1. Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Традиции народов Крыма» составлена в соответствии с нормативными
документами:
Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации» (с изменениями на 01.07.2020);
Федеральный закон Российской Федерации от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об
основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (с изменениями на
31.07. 2020);
Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О
национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации
на период до 2024 года» ;
Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 «О
национальных целях развития России до 2030 года»;
Национальный проект «Образование» - ПАСПОРТ утвержден
президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по
стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24.12.2018
№ 16) ;
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до
2025 года, утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации
от 29.05.2015 г. № 996-р ;
Концепция развития дополнительного образования детей, утверждена
распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 № 1726-р;
Федеральный проект «Успех каждого ребенка» - ПРИЛОЖЕНИЕ к
протоколу заседания проектного комитета по национальному проекту
«Образование» от 07.12.2018 г. № 3 ;
Постановление Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28.12.2020 № 28 «Об утверждении санитарных
правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи» ;
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018
№ 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»;
Приказ Минпросвещения России от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении
Целевой модели развития региональных систем развития дополнительного
образования детей» ;
Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации
от 05.05.2018
№
298н «Об утверждении профессионального
стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых».
2

Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые
программы)»;
Письмо Министерства образования и науки РФ от 29.03.016 № ВК641/09 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с
«Методическими рекомендациями по реализации адаптированных
дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социальнопсихологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с
ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом
их особых образовательных потребностей»;
Письмо Министерства Просвещения Российской Федерации от 20.02.2019
№ ТС - 551/07 «О сопровождении образования обучающихся с ОВЗ и
инвалидностью» ;
Об образовании в Республике Крым: закон Республики Крым от
06.07.2015 № 131-ЗРК/2015 (с изменениями на 10.09.2019).
Устава муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
«Трудовская средняя школа».
Положения о дополнительных общеобразовательных общеразвивающих
программах дополнительного образования детей муниципального бюджетного
общеобразовательного учреждения «Трудовская средняя школа».
-

Направленность: социально-гуманитарная
Направление: история
Актуальность программы обусловлена потребностями современного общества
и образовательным заказом государства в области повышения адаптации
учащихся в современном обществе, а также в развитии их творческих,
интеллектуальных, коммуникативных способностей.
Новизна данной образовательной программы заключается в том, что будут
использоваться новые педагогические технологии в проведении занятий в
доступных для школьников формах: проведение игр, разучивание песен, анализ
сказок, загадок, знакомство с историей костюмов, с национальной кухней, с
назначением домашней утвари; будут использоваться нововведения в формах
диагностики и подведения итогов реализации программы: участие в
конкурсных программах, подготовка проектов.
Отличительная особенность заключается в том, что структура занятий
построена таким образом, что теоретические знания учащийся получает
одновременно с практикой, что является наиболее продуктивным и
целесообразным.
Педагогическая целесообразность программы объясняется тем, что
предлагаемые в программе принципы обучения (индивидуальность,
доступность, преемственность, результативность); формы и методы обучения
(групповое и индивидуальное обучение, занятия, конкурсы, выставки); методы
3

контроля и управления деятельностью детей (анализ результатов занятий,
конкурсов, выставок и др.) действенны в реализации программы по усвоению
учащимися нравственных и эстетических ценностей народов Крыма, а именно,
уважение к людям, к труду, к старшему поколению, формирования чувства
патриотизма, чувства толерантности, воспитания чувства любви и
гражданственности, преданности к Родине, бережного отношения к
настоящему своей страны, ее народу; через использование инновационных
методов обучения (проектирование, исследование) программа призвана
повышать мотивацию детей к занятиям, развивать их познавательную
активность, прививать интерес к историческому прошлому Крыма, развивать
стремление к духовно-нравственному совершенствованию на основе
традиционного наследия народов Крыма.
Адресат программы: обучающиеся 12-15 лет.
Объем и сроки освоения дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы. Срок освоения - 1 год (36 часов, 1 час в
неделю).
Уровень программы- ознакомительный (стартовый).
Форм обучения- очная.
Особенности организации образовательного процесса. Организация
образовательного процесса происходит в соответствии с учебным планом в
объединении по интересам, сформированном в группу учащихся разных
возрастных категорий-12-15 лет (разновозрастные группы), являющиеся
основным составом объединения –кружок.
Состав группы - постоянный; занятия –групповые.
Виды занятий по программе определяются содержанием программы и могут
предусматривать теоретические, практические занятия, круглые столы, ролевые
игры, тренинги, выполнение самостоятельной работы, выставки, творческие
отчеты-проекты.
Режим занятий -36 часов, 1 час в неделю, академический час (45 минут).
1.2. Цель и задачи программы
Цель - усвоение учащимися нравственных и эстетических ценностей народов
Крыма.
Задачи:
− образовательные (предметные, обучающие) – создать условия для развития
познавательного интереса к изучению материала о жизни, традициях, буднях и
праздниках народов Крыма; приобщать к обогащению кругозора детей о жизни,
традициях, буднях и праздниках народов Крыма;
− метапредметные (развивающие) – развивать мотивацию к формированию
аналитических способностей, воображения, творческого потенциала,
любознательности, стремления к сотрудничеству, умения организованно
выполнять свои поручения и коллективную работу по определенному виду

4

деятельности, потребности в саморазвитии, самостоятельности,
ответственности, активности, аккуратности.
− личностные (воспитательные) – содействовать формированию общественной
активности личности, гражданской позиции, культуры общения и поведения в
социуме; воспитывать чувства уважения, любви, патриотизма и
гражданственности, преданности к Родине, бережного отношения к
настоящему своей страны, ее народу; прививать интерес к ее историческому
прошлому, развивать стремление к духовно-нравственному
совершенствованию на основе традиционного наследия народов Крыма.
1.3.

Воспитательный потенциал программы

Воспитательная работа в рамках программы (наименование) направлена на:
воспитание чувства патриотизма и бережного отношения к традициям народов
Крыма ; развитие доброжелательности в оценке творческих работ товарищей и
критическое отношение к своим работам; воспитание чувства ответственности
при выполнении своей работы.
Для решения поставленных воспитательных задач и достижения цели
программы, учащиеся привлекаются к участию в мероприятиях учреждения:
благотворительных акциях, выставках; в конкурсных программах различного
уровня, направленных на социализацию и личностный рост подростков
посредством овладения знаниями, умениями и навыками исследовательской
деятельности.
Предполагается, что в результате проведения воспитательных мероприятий
будет достигнут высокий уровень сплоченности коллектива, повышение
интереса к творческим занятиям и уровня личностных достижений учащихся
(победы в конкурсах), привлечение родителей к активному участию в работе
объединения.
1.4. Содержание программы
Учебный план
№

Наименование раздела, темы

Всего Аудиторные часы
часов

Форма аттестации/
контроля

Теория Практика
Раздел 1. Вступление
1

Вводное занятие. Входная
диагностика

2

Раздел 2: Традиции праздников

5

1

1

Входная диагностика.
Игра-викторина

2

7

3

4

7

3

4

7

3

4

6

3

3

2

-

2

7

Раздел 3: Народный фольклор
Народные сказки, народная ботаника.

3

1

2

8

Итоговый контроль

2

-

2

Цикл осенних праздников народов
Крыма

3
Зима пришла-праздников навела.
4
5

6

Весенние праздники народов Крыма.
Цикл летних праздников народов
Крыма
Промежуточный контроль

Итого

14

36

Выставка проектов

Выставка творческих
работ

22

Содержание учебного плана
Раздел 1. Вступление.
Теория. Задачи курса «Традиции народов Крыма». Знакомство с программой,
режимом работы. Правила техники безопасности. Государственные символы
Республики Крым. Народы, населяющие Крым. Народные символы русского,
украинского и крымскотатарского народов.
Практика. Тестирование.
Раздел 2. Традиции праздников
Теория. Цикл осенних праздников народов Крыма.
Праздник Покрова, крымскотатарский праздник Курбан-байрам, хлеб в
праздниках и обрядах народов Крыма. Обрядовая праздничная еда, напитки,
фрукты, сладости. Посты. Народные игры, занятия детей, подростков, молодежи.
Практика. Инсценировка, ролевая игра, конкурс рисунков.
Теория. Зима пришла – праздников навела.
Зимние славянские праздники. Фольклор, связанный с ними. Народная мораль и
этика. Нормы поведения. Отношения в семье, поведение на улице, в
общественных местах, за столом, в дороге.
Практика. Подвижные игры, разучивание колядок, щедривок.
Теория. Весенние праздники народов Крыма.
Навруз, Хыдырлез, история, традиции. Праздник славянских народов Пасха
(Светлое Воскресенье). Заклички, веснянки.
Практика. Проекты- рецепты праздничных блюд.
Теория. Цикл летних праздников народов Крыма.

6

Троица (зеленые праздники), Ивана Купала, Ураза-байрам, Спас; фольклор,
связанный с летними праздниками украинского, русского и крымскотатарского
народов.
Практика. Ролевая игра, конкурс букетов. Промежуточный контроль.
Раздел 3: Народный фольклор
Теория. Народные приметы, наблюдения, связанные с бытом, погодой, занятием
людей, природой и т.д. Народная ботаника. Знания о лекарственных растениях,
их вегетационный период, способы выращивания и хранения.
Практика. Подготовка и защита проектов.

1.5.

Планируемые результаты

К концу первого года обучения обучающийся:
-усвоит нравственные и эстетические ценностей народов Крыма;
- будет иметь представление о традициях народных праздников.
-будет знать народную мораль, этику при подготовке к праздникам;
-будет уметь различать национальную одежду, кухню, фольклор;
-будет стремиться реализовать знания в повседневной жизни;
-будет обучен правилам гостеприимства;
-овладеет понятиями-символы, традиции, обряды, посты;
-получит навыки подготовки и защиты проектов по теме;
-расширит представления о народных приметах и народной ботанике.
-научится строить свое поведение в соответствии с правилами.
Личностные, метапредметные и предметные результаты:
Личностными результатами являются:
- формирование всесторонне образованной, развитой личности, обладающей
системой мировоззренческих взглядов, ценностных ориентиров, идейнонравственных, культурных и этических норм поведения;
– формирование ценностных ориентаций, отражающие индивидуальноличностные позиции учащихся: осознание себя как члена общества на
региональном уровне (гражданин России, житель Республики Крым); создание
представления о Республике Крым как неотделимой части России, её месте и
роли в стране; понимание неотделимости географического пространства
республики от России;
– формирование гармонично развитых социальных чувств и качеств:
эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, осознание
необходимости ее сохранения и рационального использования;
–формирование патриотизма, любви к своей местности, своему региону, своей
стране, уважения к истории, культуре, национальным особенностям, традициям
и образу жизни других народов.
Средством развития личностных результатов служит учебный материал и
прежде всего задания, нацеленные на:
– умение формулировать своё отношение к актуальным проблемам
современности;
7

– умение использовать исторические и краеведческие знания для созидательной
деятельности.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование
универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
– способность к самостоятельному приобретению новых знаний, умений и
навыков;
– умение управлять своей познавательной деятельностью, организовывать её,
определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их
на практике, оценивать достигнутые результаты: самостоятельно обнаруживать
и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности,
выбирать тему проекта. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать
конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно
средства достижения цели. Составлять (индивидуально или в группе) план
решения проблемы (выполнения проекта). Работая по плану, сверять свои
действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
– умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые
установки в своих действиях и поступках, принимать решения.
Познавательные УУД:
– формирование и развитие посредством исторического и краеведческого знания
познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей
учащихся;
– умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее
преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических
средств и информационных технологий: анализировать, сравнивать,
классифицировать и обобщать факты, понятия, явления.
– умение выявлять причины и следствия простых явлений, осуществлять
сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для
указанных логических операций, строить логически грамотные утверждения,
включающее установление причинно-следственных связей.
–умение определять возможные источники информации, производить поиск
информации, анализировать и оценивать её достоверность.
Средством формирования познавательных УУД служат учебный материал и
прежде всего продуктивные задания:
– осознание роли истории и краеведения в познании окружающего мира;
– освоение системы краеведческих знаний о природе, населении, хозяйстве
Республики Крым, на основе которых формируется историческое мышление
учащихся;
– использование исторических умений для анализа, оценки, прогнозирования
современных социальных и природных проблем;
– использование карт для получения краеведческой информации.
Коммуникативные УУД:
– отстаивание своей точки зрения, представление аргументов, подтверждающих
их фактов.
– понимание позиции собеседника в дискуссии.
8

Средством формирования коммуникативных УУД служат технология
проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация
работы в малых группах, а также использование на уроках элементов технологии
продуктивного обучения.
Предметными результатами изучения курса являются следующие умения:
– понимать роль различных источников краеведческой информации;
– знать особенности природы, населения, хозяйства Крыма;
– формулировать причины изменений происходящих под влиянием
исторических факторов;
– определять причинно-следственные связи при выборе критериев для
сравнения;
– оценивать особенности географического положения, природно-ресурсного
потенциала, демографической ситуации в регионе;
- уметь различать малые разделы фольклора народов Крыма, знать и уметь
величать свою семью;
– находить в различных источниках и анализировать информацию по истории
традиций народов Крыма;
– составлять описания различных исторических памятников на основе анализа
разнообразных источников информации;
- получить представления о народных традициях и праздниках, получить навык
самостоятельного поиска материала и его использования в жизни;
- знать влияние природы на жизнь человека в прошлом, народные приметы и
традиции; легенды, предания старины; традиционные занятия детей, игрушки,
игры; научиться использовать элементы культуры народов Крыма в
повседневной жизни.
– формулировать своё отношение к культурному наследию Крыма.

9

2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
2.1. Календарный учебный график – (см. приложение № 3)
Дата начала и окончания занятий – 01.09.2022г. – 31.05.2023г.
Количество учебных недель – 36
Количество учебных дней – 36
Количество учебных часов - 3
2.2.

Условия реализации программы

-материально-техническое обеспечение: кабинет истории, ноутбук, телевизор,
карта, учебные пособия.
-информационное обеспечение: видео-, интернет источники.
-кадровое обеспечение: учитель истории высшей категории, педагогический
стаж 24 года.
Методическое обеспечение:
-особенности организации образовательного процесса-очно.
-методы обучения: наглядный практический, игровой, проектный,
дискуссионный;
методы
воспитания:
убеждение,
мотивация,
стимулирование;
-формы организации образовательного процесса: индивидуально-групповая;
-формы организации учебного занятия: беседа, игра, выставка, конкурс,
наблюдение, практическое занятие, представление, презентация, защита
проектов;
-педагогические технологии: технология развивающего обучения, технология
проектной деятельности, технология коллективной творческой деятельности;
-алгоритм учебного занятия: -подготовка кабинета к проведению занятия
(проветривание
кабинета,
подготовка
необходимого
инвентаря);
организационный момент (приветствие детей, настраивание учащихся на
совместную работу, актуализация опорных знаний); мотивация, целеполагание;
теоретическая часть (объявление темы занятия, цели и задач, объяснение
теоретического материала); физкультминутка; практическая часть - закрепление
изученного материала (выполнение упражнений и заданий по теме, игры);
окончание занятий (рефлексия, подведение итогов занятия).
-дидактические материалы: карточки с заданиями, карты, учебные пособия.

10

2.3. Формы аттестации
Входной контроль-тестирование.
Промежуточный контроль- выставка проектов.
Итоговый контроль- выставка творческих работ.
2.4.

Список литературы

Для педагога:1.В.П.Дюличев. Рассказы по истории Крыма. –Симферополь:
«Бизнес-Информ». 2008.
2.Легенды Крыма.- Симферополь: «Издательский Дом ЛииС», «Таврида», 2011.
Для родителей: Интернетресурсы.
-Народы Крыма - история, список, костюмы, традиции
OK-Crimea.ru›krym/stati/2019/5004/narodyi-…
- MAAM.ru: Культура и традиции народов Крыма - Маам.ру
maam.ru›detskijsad/kultura-i…narodov-kryma.html
- Национальные праздники Крыма: даты, традиции...
travelcrimea.com›chem-zanyatsya/20200412/…
- Обычаи и традиции народов Крыма | Крым100
krim100.ru›?p=176
- Обычаи и традиции Крымского полуострова Содержание...
ласточка23.рф›…content…Обычаи…традиции-Крымского…
Для детей:
- Презентация "Народы Крыма" часть...
nsportal.ru›Детский сад›Разное›…-narody-kryma-chast-1
- Народы Крыма презентация. Скачать бесплатно
znanio.ru›Библиотека›…-kryma-prezentatsiya…
- Презентация "Культура народов Крыма"
videouroki.net›…prezentatsiya…narodov-kryma.html

3. ПРИЛОЖЕНИЕ
3.1. Оценочные материалы
Приложение № 1
1.Входной контроль.
Игра-викторина «Знаток народных праздников».
Цель: Закрепить знания детей по теме: традиции и обряды русских народных
праздников. Формировать чувство причастности к культурному наследию
России (фольклору, народным промыслам).
Инструкция: Викторина проводится на итоговом занятии по прохождению
темы. На отборочный тур приглашаются все обучающиеся творческого
объединения, каждый получает беджик с номерком.
После каждого раунда из игры выбывает участник, набравший наименьшее
количество баллов.
Если у участников одинаковое количество баллов, им предлагают
дополнительный вопрос: кто первым правильно ответит, тот продолжит игру.
Победителем становится участник, набравший наибольшее количество баллов.
Ход игры-викторины.
I раунд. Отборочный.
На столе выкладываются карточки с набором букв. Зачитывается задание: из
предложенных букв нужно составить слово. Каждый участник пишет ответ на
листке и представляет жюри.
Собрание (сбор) парней и девушек в закрытом помещении в осенне-зимний
период. Буквы о,и,е,и,п,с,д,л,к, (посиделки).
Название глиняной игрушки полуконь, получеловек. Буквы
п,л,к,н,о,а. (полкан).
Что в переводе с греческого означает слово «керамика».
Буквы а,г,и,л,а,н. (глина).
Предметы, которые вешают на шнурки и носят на шеи и руках.
Буквы б,е,р,о,г,е,и. (обереги).
Особые поздравительные песенки, которые пели крестьянские дети в
рождественские вечера у каждого дома. Буквыл,я,к,и,к,д,о. (колядки).
II раунд. Народные праздники.
-В этом раунде вам необходимо ответить на вопросы, касающиеся темы. К
каждому вопросу предлагается 4 варианта ответа, выбрав из них верный, по
моей команде поднять карточку с соответствующим номером.
-В какое время года отмечают праздник Покров?
Зимой; Осенью; Весной; Летом.
-В какой праздник зимой окунаются в прорубь не только «моржи»?
Святки; Крещение; Иван-Купала; Вознесение.
-Какой день Масленицы называют «прощенным»?
Понедельник; Воскресенье; Среда; Суббота.
12

-Праздник Кузьминки называют так…
По фамилии знаменитости; По названию местности;
По кличке животного; В честь святых Кузьмы и Демьяна.
-Название, какого дерева носит последнее воскресенье перед Пасхой?
Береза; Ива; Верба; Яблоня.
-В ночь под этот праздник просыпается вся нечисть.
Святки; Благовещение; Масленица; Покров.
III раунд. Фольклор.
В третий раунд проходят следующие участники (представляю). В этом раунде я
буду задавать вопросы, связанные с фольклором русского народа. Кто первый
поднимет руку и правильно назовет вид фольклора, заработает один балл.
Литературные произведения, которые в древности было принято не
рассказывать, а петь. (Былины).
Протяжная ласковая песенка для маленьких детей. (Колыбельная).
Короткие состоящие из двухили четырех строчек песенки, исполняемые подряд
на одну мелодию.
(Частушки).
Ритмичная песенка, сопутствующая игре с пальцами, ручками и ножками
ребенка. (Потешка).
Праздничные поздравительные зимние песенки с пожеланиями хозяевам дома
хорошего урожая, богатства и счастья. (Колядки).
IV раунд.
-Этот раунд состоит из вопросов трех категорий: «Мифология», «Народные
игрушки», «Посуда». Путем жеребьевки вы узнаете, на вопросы какой
категории вам предстоит отвечать. Вам нужно ответить на три вопроса, на
обдумывание каждого дается не более пяти секунд., за каждый правильный
ответ, вы получит один балл. (Жеребьевка).
«Мифология»
Как называется (называются):
Дух дома, живущий за печкой? (Домовой).
Злая старуха-волшебница и ведьма с костяной ногой? (Баба-Яга).
Кот Бабы-Яги – главный помощник в её злодеяниях? (Баюн)
В славянской мифологии хозяин леса и зверей? (Леший).
Хозяин воды, который обитает у мельницы или в омуте? (Водяной).
Мифический дух, который может изменить свой облик, превратившись во что
угодно? (Оборотень).
V раунд. «Народные игрушки»:
Как называются вятские глиняные игрушки? (Дымковские).
Чем расписывают свои игрушки филимоновские мастерицы? (Пером).
Как называются гончарные изделия и игрушки, сделанные из белой глины и
расписанные в голубовато-синей гамме? (Гжельские).
Главное украшение калининских (тверских) птичек-свистулек? (Налепы).
13

Название весеннего вятского праздника, (Свистопляска, свистунья).
Мифическая, сказочная каргопольская птица-свистулька. (Сирин).
VI раунд. «Посуда»:
Сдвоенные маленькие горшочки, объединенные одной ручкой по центру.
(Двоешки).
Печь для обжига глиняных изделий. (Горн).
Широкая, глубокая тарелка для жарки. (Ладка).
Нагревание изделий из глины до определенной температуры. (Обжиг).
Большой кувшин с узким горлышком для сыпучих продуктов. (Горлач).
Крынка для молока. (Махотка).
VII раунд. «Масленица».
-Участникам, прошедшим в этот раунд, я раздам карточки, надо соединить
стрелками название дней недели и их масленичные названия.
Понедельник Прощеный
Вторник
день
Среда
Встреча
Четверг
Широкий
Пятница
Заигрыш
Суббота
Золовкины
Воскресенье посиделки
Лакомка
Тещины
вечерки
А пока участники справляются с заданием, предлагаю зрителям (выбывшим
участникам) тоже проверить свои знания.
IX раунд. Восстанови пословицу.
Участники по очереди продолжают пословицу.
1. Не спеши языком 2. Сам пропадай 3. С кем поведёшься 4. Труд человека кормит 5. Глаза страшатся 6. Ученье - свет 7. По одежке встречают 8. Грамоте учиться VIII раунд. Задание для зрителей.
Православная Русь немыслима без праздников. Давайте распределим их по
временам года.
Зима:
Рождество;

14

Масленица;
Сретение;
Святки.
Весна:
Сороки;
Благовещение;
Пасха;
Вербное воскресение.
Лето:
Троица;
Иван-Купала.
Осень:
Покров;
Кузьминки;
VI раунд. Итоговый.
-В этот раунд проходят два участника (представляю). Я поочередно буду
задавать вам вопросы, касающиеся русских народных праздников. Каждому
предлагается ответить на девять вопросов. Выиграет тот, кто даст больше
правильных ответов.
Что символизирует масленичный блин? (Солнце).
Назовите главный атрибут праздника Троицы? (Березовые ветки).
Почему братьев Кузьму и Демьяна звали кашниками? (не брали денег за
работу, их кормили кашей).
Чем заканчивается народный праздник Масленица? (Сжиганием чучела).
В какой праздник «девица косу не плетет» (Благовещение).
В какой праздник принято выпускать птиц из клеток? (Сороки).
Какое блюдо ели в канун Рождества? (Сочиво).
Как называется время от Рождества Христова до Крещения Господня?
(Святки).
В какой народный праздник с горок спускают горящее колесо? (Масленица).
Жюри подводит итоги, определяет победителя, которого награждают призом.
2.Промежуточный контроль.
План создания проекта.
Этапы выполнения исследовательской работы
І этап. Подготовка к исследовательской работе (проекту)
1. Найди проблему – то, что на твой взгляд хочешь изучить и исследовать;
2. Назови свое исследование, т.е. определи тему исследовательской работы;
3. Опиши актуальность исследовательской работы, т.е. обоснуй выбор именно
этой темы работы;
4. Сформулируй цель исследовательской работы и поэтапно распиши задачи
исследовательской работы;
15

5. Выбери оптимальный вариант решения проблемы;
6. Составь вместе с учителем план работы для реализации своего
исследовательского проекта.
ІІ этап. Планирование исследовательской работы
1. Определись, где планируешь искать и найти информацию;
2. Определись со способами сбора и анализа информации, т.е. каким образом, в
какой форме и кто будет собирать, выбирать и анализировать информацию;
3. Выбери способ представления результатов работы, т.е. в какой форме будет
твой отчет (текстовое описание работы, присутствие диаграмм, презентации,
фотографий процесса исследования или эксперимента, аудио- или видео-записи
наблюдений, опытов, этапов эксперемента и конечного результата);
4. Установи критерии оценки (как будешь оценивать) хода эксперимента,
исследования, полученного результата исследовательской работы
(исследовательского проекта);
5. Распредели задачи и обязанности между учащимися в группе, если это
групповой проект.
ІІІ этап. Исследование (процесс исследования, эксперимента)
1. Собери необходимую информацию для проведения исследования, при
необходимости, проведи расчеты, замеры, подбери качественный и безопасный
материал и оборудование для эксперимента, опыта, наблюдения и т.д.
2. Проведи то, что запланировал: интервью, опросы, наблюдения,
эксперименты, опыты, необходимую исследовательскую работу, поисковую
работу, научно-исследовательскую работу.
3. При использовании лабораторного оборудования, инструментов, при выходе
на природу и т.д. соблюдай правила техники безопасности, пожарной
безопасности, будь внимателен и осторожен.
ІV этап. Выводы
Сформулируй выводы (добился ли того, что ставил в цели и задачах).
V этап. Отчет и защита исследовательской работы (проекта)
1. Оформи и подготовь представление результатов своей работы:
защиту в виде устного отчета, устный отчета с демонстрацией, письменного
отчета и краткой устной защиты с презентацией;
2. Проведи защиту своей исследовательской работы (проекта) и прими участие
в возможном обсуждении, давай четкие ответы на возникшие вопроссы.
3. Итоговый контроль
Выставка творческих работ. Создание иллюстраций по курсу «Традиции
народов Крыма». На любую тему подготовить рисунок, аппликацию. Все
работы будут оформлены в виде устного журнала.

16

3.2. Методические материалы
(Планы-конспекты, дополнительные материалы, образцы работ, наглядные
пособия, игры хранятся в папке у педагога.)

3.3. Календарно-тематическое планирование
Приложение № 2
Содержание программы
№п/п Вид работы

Тема занятия

Количество
часов
Кол-во ч

Раздел 1. Вступление.

2

Вступление.
Государственные символы
Российской Федерации.
Беседа. Входная
Государственные символы
Республики Крым.
1
диагностика.
Практикум,
Знаток народных
викторина
праздников.
2
Раздел 2. Традиции праздников.
Цикл осенних праздников
Беседа
народов Крыма
3
Народы, населяющие
Крым. Народные символы
русского, украинского и
Познавательный
крымскотатарского
час
народов.
4
Цикл осенних примет
Диалог
народов Крыма.
5
Праздник Покрова.
Беседа
История праздника.
6
Обрядовая праздничная
Инсценировка
еда.
7
Крымскотатарский
праздник Курбан-байрам.
Круглый стол
История праздника.
8
Хлеб в праздниках и
Конкурс стихов
обычаях народов Крыма.
9
«Зима пришла –
Беседа
праздников навела».
10
Народные игры. Занятия
детей, подростков,
Подвижные игры молодежи.
11

17

1
1
29
1

1
1
1
1

1
1
1

1

Дата
План
Факт
Дата
Дата
проведения проведения
план
факт

12

Подвижные игры

13

Познавательный
час

14

Знакомство с
песнями

15

16
17

Беседа
Разучивание
колядок,
щедривок
Познавательный
час

Народные игры. Занятия
детей, подростков,
молодежи.
Праздники и обряды на
чествование земликормилицы.
Фольклор, связанный с
зимними праздниками и
обрядами русского и
украинского народов.
Зимние святки.
Колядки, щедривки,
посевалки.
Колядки, щедривки,
посевалки.
Праздник Масленицы.
Фольклор, связанный с
празднованием Масленицы.
Праздник Пасхи.

Презентация
Диалог
Конкурс рецептов
блюд
История праздника Навруз.
20
Приглашение на чай у
Ролевая
игра
разных народов
21
Приглашение на чай у
Ролевая
игра
разных народов
22
Приглашение на чай у
Ролевая
игра
разных народов
23
Познавательный
Цикл летних праздников
час
народов Крыма.
24
Познавательный
Крымскотатарский
час
праздник Хыдырлез.
25
диалог
Праздник Троицы.
26
Ролевая игра
Праздник Троицы.
27
Конкурс
Угощения: сладости,
рисунков
напитки, фрукты.
28
Угощения: сладости,
Конкурс рецептов напитки, фрукты.
29
Промежуточный
контроль
Защита проектов
30
Промежуточный
Защита проектов
31
контроль
Раздел 3.Народный фольклор
Презентация
Народные сказки.
32
Презентация
Народные сказки.
33
Составление
34
полезных
советов
Народная ботаника.
35
Итоговый
Выставка творческих работ
контроль
18
19

18

1

1

1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
5
1
1

1
1

36

Итоговый
контроль

Выставка творческих работ

19

1

Приложение № 3
Календарный учебный график

ноябрь

декабрь

январь

февраль

март

май

5 6 7

1

1

1

1

1

1

1

1

1

4

4

4

4

4

4

4

4

4

Промежуточный контроль.

8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27

апрель

1 2 3 4

Вводный контроль. Тест.

Аттестация/
контроля

формы Кол-во часов в Кол-во часов
месяц
в неделю

Кол-во учебных Месяц
недель

сентябрь октябрь

2 полугодие

28 29 30 31 32 33 34 35 36

Итоговый контроль

1 полугодие


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».