Театральное искусство

1. Комплекс основных характеристик программы
1.1. Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
дополнительного образования детей «Театральное искусство» составлена в
соответствии со следующими нормативными и распорядительными
документами:
- Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об

образовании в Российской Федерации» (с изменениями на 01.07.2020);
- Федеральный закон Российской Федерации от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об
основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (с изменениями на
31.07. 2020);
- Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О
национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации
на период до 2024 года» ;
- Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 «О
национальных целях развития России до 2030 года»;
- Национальный проект «Образование» - ПАСПОРТ утвержден
президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по
стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24.12.2018 №
16) ;
- Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до
2025 года, утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от
29.05.2015 г. № 996-р ;
- Концепция развития дополнительного образования детей, утверждена
распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 № 1726-р;
- Федеральный проект «Успех каждого ребенка» - ПРИЛОЖЕНИЕ к
протоколу заседания проектного комитета по национальному проекту
«Образование» от 07.12.2018 г. № 3 ;
- Постановление Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28.12.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил
СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»;
- Приказ Минпросвещения России от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении
Целевой модели развития региональных систем развития дополнительного
образования детей» ;
- Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации от 05.05.2018
№ 298н «Об утверждении профессионального
2

стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых».
- Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые
программы)»;
- Письмо Министерства образования и науки РФ от 29.03.016 № ВК641/09 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими
рекомендациями
по
реализации
адаптированных
дополнительных
общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической
реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными
возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых
образовательных потребностей»;
- Письмо Министерства Просвещения Российской Федерации от
20.02.2019 № ТС - 551/07 «О сопровождении образования обучающихся с ОВЗ и
инвалидностью»;
- Об образовании в Республике Крым: закон Республики Крым от
06.07.2015 № 131-ЗРК/2015 (с изменениями на 10.09.2019);
- Устава
Муниципального
бюджетного
общеобразовательного
учреждения «Трудовская средняя школа» Сакского района Республики Крым;
Положения
о
дополнительных
общеобразовательных
общеразвивающих программах дополнительного образования детей .
Основной целью современной системы дополнительного образования
является воспитание и развитие личности ребенка. Программа «Театральное
искусство» обладает целым рядом уникальных возможностей для распознания,
развития общих и творческих способностей, для обогащения внутреннего мира
учащихся. В наше время каждый ребенок стремиться быть не похожим на
остальных, это проявляется в стремлении лучше учиться, уметь выступать
перед аудиторией. Поэтому задачей педагога является уделить внимание
индивидуальным особенностям и желаниям каждого ребенка. Занятия в
театральном кружке помогут детям реализовать свои идеи, помогут избавиться
от стеснительности и от страха публичных выступлений.
Театральное искусство обогащает творческие стремления детей
преобразовывать мир, развивает в детях нестандартность мышления, свободу,
раскрепощенность, индивидуальность, умение всматриваться и наблюдать, а
также видеть в реальных предметах новизну и элементы сказочности. В работе
с детьми открывается увлекательный мир актерского мастерства.
В ходе кружковой работы, обучающиеся знакомятся с основами
актерского мастерства, углубляют знания о театре, театральных профессиях. У
них развивается эстетический вкус, формируется представление о театральном
искусстве. Дети учатся вживаться в чужие роли, учатся искусству декламации,
развивают художественный вкус, формируют профессиональные навыки,
«культуру творческой личности».
Направленность программы – художественная.
Направление – театральное искусство.
3

Актуальность программы:
Состоит в том, что творческие способности — одна из загадок
человеческой натуры, а развитие в детях устойчивой способности к творчеству
— одна из самых сложных педагогических задач.
В программе «Театральное искусство» сделан акцент на развитие
творческого потенциала ребенка через обучение детей актерскому делу.
Программа своевременна, так как о ориентирована на всестороннее развитие
личности ребенка, его неповторимой индивидуальности, направлена на
гуманизацию воспитательно-образовательной работы с детьми, основана на
психологических особенностях развития школьников. Программа создает
условия для раскрытия внутренних качеств личности и ее самореализации,
формирования содержательного общения по поводу общей деятельности,
умения взаимодействовать в коллективе, для развития художественного
творчества, эстетического вкуса и стремления к освоению нового опыта.
Обучение по данной программе позволяет детям преодолеть чувство страха
перед публичными выступлениями, оказывает воздействие на процесс
становления ребенка как личности. Когда ребенок работает над ролью, его
двигательные, зрительные, эмоциональные анализаторы активно работают,
развивается мышление, внимание и память. Ребенок думает, запоминает,
сравнивает и анализирует. Занятия влияют на расширение словарного запаса,
формирование речи, развития памяти, дикции.
Новизна образовательной программы основана на комплексном подходе к
подготовке учащегося «нового поколения», умеющего жить в современных
условиях: компетентного, мобильного, интеллектуально развитого, с высокой
культурой общения, через освоение актерского мастерства. Новизна программы
заключается в том, что современное образование имеет своей целью
формирование ключевых компетенций личности, обеспечивающих им гибкость
и способность к адаптации в социальной и профессиональной сфере.
Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая
программа
«Театральное искусство» направлена на развитие творческих способностей и
активности учащихся, способствует разностороннему развитию личности.
Вовлечение школьников в творческих процесс помогает обеспечить реализацию
Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения,
предусматривающих наличие у выпускников таких качеств, как
самостоятельность, ответственность, инициативность. Помимо этого, обучение
детей в творческом коллективе в условиях школьной среды даёт положительные
результаты в формировании социальной активности детей, повышает уровень
воспитанности, а главный педагогический смысл этой технологии – создание
условий для социальных проб личности.
Отличительная особенность программы. Данная программа дает
возможность не только изучить различные упражнения и этюды актерского
мастерства, но и применить свои знания и умения в публичных выступлениях
перед другими учащимися и педагогами во время представлений и спектаклей.
Занятия в театральном кружке поможет обучающимся раскрыть свои творческие
4

способности, узнать побольше о видах театров, этике поведения в театре,
театральных профессиях.
Педагогическая целесообразность. Программа раскрывает возможности
и условия для развития творческой личности ребенка. Знакомит детей с
основами актерского мастерства. Обогащает знания о театре, позволяет
воспитывать и развивать художественный и эстетический вкус, дикцию,
наблюдательность, память, восприятие, воображение, фантазии, т.е. те
художественные способности ребенка, которые ему будут необходимы для
гармоничного развития.
В программе систематизированы средства и методы театрально-игровой
деятельности, обосновано использование разных видов детской творческой
деятельности в процессе театрального воплощения.
Программа основана на следующем научном предположении: театральная
деятельность как процесс развития творческих способностей ребенка является
процессуальной. Важнейшим в детском творческом театре является процесс
репетиций, процесс творческого переживания и воплощения, а не только
конечный результат. Поскольку именно в процессе работы над образом
происходит развитие личности ребенка, развивается символическое мышление,
двигательный эмоциональный контроль. Происходит усвоение социальных норм
поведения, формируются высшие произвольные психические функции.
Эту идею выдвигал в своих трудах и ученый-психолог Л.С. Выготский:
"Не следует забывать, что основной закон детского творчества заключается в
том, что ценность его следует видеть не в результате, не в продукте творчества,
а в самом процессе. Важно не то, что создадут дети, важно то, что они создают,
творят, упражняются в творческом воображении и его воплощении. В настоящей
детской постановке все – от занавеса и до развязки драмы – должно быть сделано
руками и воображением самих детей, и тогда только драматическое творчество
получит все свое значение и всю свою силу в приложении к ребенку!"
Адресат программы- возраст детей, участвующих в реализации программы 1014 лет.
Объем и сроки освоения программы. Предлагаемая программа рассчитана на
1 год обучения, из расчета 36 академических часов в год.
Уровень программы – стартовый (ознакомительный).
Формы обучения - очная.
Особенности организации образовательного процесса. Основная форма
обучения – коллективные занятия, на которых происходит формирование у
учащихся теоретических знаний и практических умений. Учебный процесс
может быть ускорен или замедлен по отдельным его направлениям. Ритм
обучения зависит от одарённости и способностей детей. В процессе занятий
сочетаются групповая и индивидуальная работы, в связи с тем, что каждый
учащийся имеет разный темп обучения и разный уровень подготовки. Таким
образом, важнейшее требование к занятиям – дифференцированный подход к
обучающимся с учетом их возрастных физических и психологических
особенностей. Такая форма работы позволяет педагогу обратить внимание на
5

восприятие и индивидуальные особенности каждого ребёнка, а затем на
основании проведённого анализа работы, с учётом перечисленного, строить и
проводить каждое последующее занятие. В процессе реализации программы
используются коллективная и индивидуально-групповая работа.
Методы обучения, в основе которых лежит способ организации занятий:
- словесные (беседа, объяснения);
- наглядные (показ видеоматериалов, иллюстрации, приемов исполнения);
- практические (тренировочные упражнения).
Методы в основе которых лежит уровень деятельности:
- обьяснительно-иллюстративная,
- репродуктивные.
Формы проведения занятий - тематическая совместная деятельность педагога и
ребенка в форме кружковой работы:
- просмотр и обсуждение видеоматериалов;
- участие в инсценировках, итоговых выступлениях;
- конкурсы, познавательные игры, викторины, экскурсии.
Наполняемость групп 15-20 человек. Любой ученик имеет право быть
зачисленным в состав учебной группы. Набор в группу проводится на
добровольной основе независимо от уровня подготовки и пола учащихся.
Состав группы: постоянный, исходный опыт не предусматривается. В одной
группе могут обучаться разновозрастные дети. Допускается дополнительный
набор детей на вакантные места в коллектив.
Режим занятий: Расписание составляется из расчета – 1 занятие в неделю (1
академический час) в течение 36 недель.
1.2. Цель и задачи программы
Цель и задачи направлены на: создание условий для развития личности
ребенка, приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям, развитие
художественно-эстетического вкуса, эмоционального восприятия и образного
мышления, взаимодействие педагога дополнительного образования с семьей.
Целью программы воспитание творчески активной личности, развитие
умений и навыков, раскрытие новых способностей и талантов детей
средствами театрального искусства; организация их досуга путем вовлечения в
театральную деятельность
Задачи:
а) образовательные:
- Развитие познавательного интереса к театральному искусству
-Овладение теоретическими знаниями, практическими умениями и
навыками в области театрального искусства.

6

-Развитие творческих и актерских способностей детей через
совершенствование речевой культуры и овладение приемами пластической
выразительности с учетом индивидуальных возможностей каждого ребенка.
б) метапредметные:
-развитие у детей художественного вкуса, творческого воображения,
эстетического вкуса и понимание прекрасного.
-умение выражать разнообразные эмоциональные состояния (грусть,
радость, злоба, удивление, восхищение);
-умение правильно выполнять цепочки простых физических действий.
- умение строить этюд в паре с любым партнёром;
- развитие речевого дыхания и правильной артикуляции.
в) личностные:
формирование этических чувств, эстетических потребностей
обучающихся, ценности и чувства на основе опыта слушания и заучивания
произведений художественной литературы;
-осознание значимости занятий театральным искусством для личного
развития;
-формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное,
языковое, духовное многообразие современного мира;
-формирование осознанного, уважительного и доброжелательного
отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре;
готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем
взаимопонимания;
-развитие морального сознания и компетентности в решении моральных
проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и
нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к
собственным поступкам;
-формирование коммуникативной компетентности в общении и
сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной,
творческой деятельности;
1.3. Воспитательный потенциал программы
Для решения поставленных воспитательных задач и достижения цели
программы, учащиеся привлекаются к участию (подготовке, проведению) в
общешкольных мероприятиях, благотворительных акциях, выставках, мастерклассах, творческих мероприятиях, в конкурсных программах различного
уровня, направленных на воспитание чувства личной ответственности, навыков
культурного поведения, этикета. Воспитанию у детей стремления к
самопознанию, формированию взаимного доверия и толерантности.
Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к
7

другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и
способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем
взаимопонимания. Развитие морального сознания и компетентности в решении
моральных проблем на основе личностного выбора, формирование
нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного
отношения к собственным поступкам.
1.4. Содержание программы
Учебный план
№
1.

2.

3.
4.
5.

6.
7

Названия тем
Введение
Раздел 1.Основы
театральной
культуры
Раздел 2.
Театральная
игра
Раздел 3.
Ритмопластика
Раздел 4. Культура
и техника речи
Раздел 5
Выразительные
средства в театре
Раздел 6 Работа над
спектаклем
Раздел 7
Подведение итогов
Итого

Всего
5

Теория
2

Практика
3

Формы контроля
Входной контроль,
практические работы

6

2

4

5

-

5

Практические работы,
теория.
Промежуточный
контроль.
Практические работы.

5

2

3
Практические работы.

1

1

Практические работы.

12

2

10

2

1

1

36

10

26

Практические работы.
Итоговый контроль

Содержание учебного плана
Введение
Раздел 1. Основы театральной культуры
Теоретический курс: знакомство с целями и задачами кружка. Обеспечение
условий для овладения школьниками элементарными знаниями и понятиями,
профессиональной терминологией театрального искусства, основными видами
театрального искусства. Раздел включает такие вопросы, как особенности
театрального искусства, виды театрального искусства, рождение спектакля,
театр снаружи и изнутри, культура зрителя.
Практический курс: упражнения на раскрепощение «Знакомство», «Зеркало»,
«Очередь». Ролевые игры, направленные на воспитание культуры поведения в
8

театре «Кассир», «Зритель» и т.д. Литературные игры «Составь слово», «Угадай
героя»
Входной контроль: определение уровня сформированных знаний, умений и
навыков по театральному искусству: тестирование.
Раздел 2. Театральная игра.
Теоретический курс: Научить детей ориентироваться в пространстве,
равномерно размещаться на площадке, строить диалог с партнером на заданную
тему; развивать способность произвольно напрягать и расслаблять отдельные
группы мышц, запоминать слова героев спектаклей; упражнять в четком
произношении слов, отрабатывать дикцию; воспитывать нравственноэстетические качества.
Практический курс: направлен не столько на приобретение ребенком
профессиональных умений и навыков, сколько на развитие игрового поведения,
эстетического чувства, способности творчески относиться к любому делу, уметь
общаться со сверстниками и взрослыми людьми в различных жизненных
ситуациях. Все игры этого раздела условно делятся на два вида:
общеразвивающие игры и специальные театральные игры. Общеразвивающие
игры «Рисование по точкам», «Портрет литературного героя», «Придумай
продолжение рассказа», «Друдлы» Общеразвивающие игры способствуют
быстрой и легкой адаптации ребенка в школьных условиях и создают
предпосылки для успешной учебы. Обычно дети делятся на мини-группы (3-4
чел.). Как правило, это зрители и исполнители, это дает возможность
анализировать различные ситуации с разных позиций.
Специальные театральные игры необходимы при работе над этюдами и
спектаклями. Развивают умение действовать в предлагаемых обстоятельствах,
веру в воображаемую ситуацию. Знакомить детей со сценическим действием
можно на материале упражнений и этюдов, импровизируя на основе хорошо
знакомых небольших сказок. Театральные игры на освобождение от мышечных
напряжений «Расслабление по счету», «упор», «огонь-лед», «пластилиновые
куклы», «передай хлопок»
Промежуточный контроль: опрос.
Раздел 3. Ритмопластика.
Теоретический курс: обеспечение развития естественных психомоторных
способностей школьников.
Практический курс: Развитие ребенка идет от движений и эмоций к слову.
Поэтому вполне естественно, что детям школьного возраста легче выразить свои
чувства и эмоции через пластику своего тела. Особенно интересные
пластические образы возникают под влиянием музыки. Упражнения на
координацию движений: семантические, иллюстративные, бытовые, рабочие.
Игры «Профессии», «Зоопарк», «Ферма». Развивать умение произвольно
реагировать на команду или музыкальный сигнал, готовность действовать
согласованно, включаясь в действие одновременно или последовательно;
9

развивать координацию движений; учить запоминать заданные позы и образно
передавать их; развивать способность искренне верить в любую воображаемую
ситуацию; учить создавать образы животных с помощью выразительных
пластических движений.
Раздел 4. Культура и техника речи
Теоретический курс: развитие дыхания и свободы речевого аппарата, умение
владеть правильной артикуляцией, четкой дикцией, разнообразной интонацией,
логикой речи и орфоэпией.
Практический курс: все упражнения можно разделить на 3 вида: дыхательные
и артикуляционные упражнения; дикционные и интонационные упражнения;
творческие игры со словом. Тренинг по сценической речи. Упражнения на
звучание и дикцию. «Язык без костей», «Пробка «Скороговорки. Работа с
текстом басен Крылова, сказок А.С.Пушкина.
Игра «Составь слово».
Упражнения «Оживи картину. В этот же раздел включены игры со словом,
развивающие связную образную речь, творческую фантазию, умение сочинять
небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы
Раздел 5. Выразительные средства в театре
Теоретический курс: Раздел предполагает знакомство с многообразием
выразительных средств в театре (драматургия, декорация, костюм, свет,
музыкальное оформление, шумовое оформление).
Практический курс Школьники учатся самостоятельно создавать декоративнохудожественное оформление.
Раздел 6. Работа над спектаклем
Теоретический курс базируется на авторских сценариях и включает в себя
знакомство с пьесой, сказкой, работу над спектаклем – от этюдов к рождению
спектакля
-

выбор пьесы и обсуждение ее с детьми;

- деление пьесы на эпизоды и творческий пересказ их детьми;
- работа над отдельными эпизодами в форме этюдов с
импровизированным текстом;
- поиски музыкально-пластического решения отдельных эпизодов,
постановка танцев;
Практический курс
- создание совместно с детьми эскизов декораций и костюмов;
- переход к тексту пьесы: работа над эпизодами; уточнение
предлагаемых обстоятельств и мотивов поведения отдельных
персонажей;
- работа над выразительностью речи и подлинностью поведения в
сценических условиях; закрепление отдельных мизансцен;
10

- репетиция отдельных картин в разных составах с деталями декораций
и реквизита, с музыкальным оформлением;
- репетиция всей пьесы целиком в костюмах; уточнение темпоритма
спектакля;
- назначение ответственных за смену декораций и реквизита;
- премьера спектакля;
- повторные показы спектакля.
Раздел 7. Подведение итогов
Теоретический курс: Раздел предполагает осмысление общечеловеческих
ценностей с задачей поиска учащимися собственных смыслов и ценностей
жизни, обучение культуре общения, нормам достойного поведения (этикет),
воспитание эстетических потребностей (быть искусным читателем, зрителем
театра), индивидуальную диагностику нравственного развития учащегося и
возможную его корректировку.
Практический курс: повторные показы спектакля
Итоговый контроль: видео просмотр и анализ своих работ. Обсуждение
показанных спектаклей внутри кружка. Оценка руководителем работы каждого
участника. Участие самих кружковцев в оценке работы друг друга. Обсуждение
спектакля со зрителями-сверстниками. Внесение необходимых изменений,
репетиции перед новым показом.
1.5. Планируемые результаты
Ожидаемые результаты по окончании реализации дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы «Театральное искусство»
Предметные результаты: Учащиеся научатся:
۰ выполнять упражнения актёрского тренинга;
۰строить этюд в паре с любым партнёром;
۰ развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию;
۰ видам театрального искусства, основам актёрского мастерства;
۰ сочинять этюды по сказкам;
۰ умению выражать разнообразные эмоциональные состояния (грусть,
радость, злоба, удивление, восхищение);
۰правильно выполнять цепочки простых физических действий.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД: Обучающийся научится:
۰ понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;
۰ планировать свои действия на отдельных этапах работы над пьесой;
۰ осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей
деятельности;
۰ анализировать причины успеха/неуспеха, осваивать с помощью учителя
позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу».
Познавательные УУД: Обучающийся научится:
11

۰ пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении и просмотре
видеозаписей, проводить сравнение и анализ поведения героя;
۰ понимать и применять полученную информацию при выполнении
заданий;
۰ проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении
этюдов, подборе простейших рифм, чтении по ролям и инсценировании.
Коммуникативные УУД: Обучающийся научится:
۰ включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу
и активность ۰работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от
собственных;
۰ обращаться за помощью;
۰ формулировать свои затруднения;
۰ предлагать помощь и сотрудничество;
۰ слушать собеседника;
۰ договариваться о распределении функций и ролей в совместной
деятельности, приходить к общему решению;
۰ формулировать собственное мнение и позицию;
۰осуществлять взаимный контроль;
. адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих
Личностные результаты:
•
положительные
индивидуальные
личностные
качества,
необходимые для взаимодействия в творческом процессе;
•
видеть богатый красочный мир вокруг себя, попытаться передать
все его многообразие в своих творческих работах.
В конце обучения:
учащиеся будут знать:
Что такое театр.
1. Чем отличается театр от других видов искусств.
2. С чего зародился театр.
3. Какие виды театров существуют.
4. Кто создаёт театральные полотна (спектакли).
5. Что такое выразительные средства.
6. Фрагмент как составная часть сюжета.
7. Действенную формулу: Исходное событие, конфликтная ситуация,
финал.
ИМЕЮТ ПОНЯТИЯ:
1. Об элементарных технических средствах сцены.
2. Об оформлении сцены.
3. О нормах поведения на сцене и в зрительном зале.
4. О рождении сюжета произведения.
5. О внутреннем монологе и 2-м плане актёрского состояния.
6. О сверхзадаче и морали в произведении.
УМЕЕТ:
12

Направлять свою фантазию по заданному руслу.
Образно мыслить.
Концентрировать внимание.
Ощущать себя в сценическом пространстве.
Применять выразительные средства для выражения характера сцены.
Фрагментарно разбирать произведение, а также фрагментарно его
излагать.
7. Определять основную мысль произведения и формировать её в сюжет.
8. Понимать изобразительное искусство как течение жизненного процесса.
ПРИОБРЕТАЕТ НАВЫКИ:
1. Общения с партнером (одноклассниками).
2. Элементарного актёрского мастерства.
3. Образного восприятия окружающего мира.
4. Адекватного и образного реагирования на внешние раздражители.
5. Коллективного творчества.
6. Свободного общения с аудиторией, одноклассниками.
7. Выражать свою мысль в широком кругу оппонентов.
8. Анализировать последовательность поступков.
9. Выстраивать логическую цепочку жизненного событийного ряда.
А также избавляется от излишней стеснительности, боязни общества, комплекса
"взгляда со стороны", приобретает общительность, открытость, бережное
отношение к окружающему миру, ответственность перед коллективом.
1.
2.
3.
4.
5.
6.

2. Комплекс организационно – педагогических условий
2.1. Календарный учебный график – (см. приложение № 3)
Дата начала и окончания занятий – 01.09.2022г. – 31.05.2023г.
Количество учебных недель – 36
Количество учебных дней – 36
Количество учебных часов - 36
2.2. Условия реализации программы
Для реализации данной программы используются следующие виды
методического обеспечения.
Материально-техническое
обеспечение
дополнительной
образовательной программы связано с наличием следующих средств,
предметов, инструментов:
Организационно-технические условия:
Занятия проводятся в классе с хорошим освещением и водопроводом;
кабинет, оснащенный столами, стульями.
Оборудование.
13

•
для занятий используются: бумага, краски, кисти, салфетки,
карандаши, ткани, и т.д.;
•
ТСО: компьютер, микрофоны, колонки, телевизор, телефон для
фото.
•
литературные произведения (тематические);
•
таблицы (правила техники безопасности и др.);
•
иллюстрационный тематический материал, презентации;
•
ТСО: компьютер, телевизор, телефон для фото.
Информационное обеспечение - аудио-, видео-, фото-, интернетисточники.
Кадровое обеспечение – Для успешной реализации образовательной
программы необходимо квалифицированное кадровое обеспечение:
- лицо, имеющее высшее образование или среднее профессиональное
образование при условии его соответствия дополнительным общеразвивающим
программам, реализуемыми организацией, осуществляющей образовательную
деятельность
- педагог, реализующий программу, должен регулярно проходить курсы
повышения квалификации.
Методическое обеспечение.
- особенности организации образовательного процесса – очно.
- методы обучения (словесный, наглядный практический; объяснительноиллюстративный,
репродуктивный,
частично-поисковый
игровой,
дискуссионный, проектный и др.) и воспитания (убеждение, поощрение,
упражнение, стимулирование, мотивация и др.);
- формы организации образовательного процесса: индивидуальная,
индивидуально-групповая и групповая;
- формы организации учебного занятия - беседа, , галерея, игра, мастеркласс, «мозговой штурм», наблюдение, открытое занятие, практическое занятие,
представление, презентация, творческая мастерская, фестиваль, мини-спектакль;
- педагогические технологии - технология индивидуализации обучения,
технология группового обучения, технология коллективного взаимообучения,
технология дифференцированного обучения, технология разноуровневого
обучения, технология развивающего обучения, технология проблемного
обучения, технология дистанционного обучения, технология исследовательской
/ проектной деятельности, технология игровой деятельности, технология
коллективной творческой деятельности, коммуникативная технология обучения,
технология
портфолио,
технология
педагогической
мастерской,
здоровьесберегающая технология.
- алгоритм учебного занятия:
I. Вводная часть занятия.
II. Основная часть (теоретическая, практическая).
III. Групповая и индивидуальная работа.
IV. Заключительная часть (подведение итогов занятия, устная оценка
достижений, выставка работ).
14

- дидактические материалы - раздаточные материалы, инструкционные,
технологическ, задания, упражнения, и т.п.
• фотоматериалы по разделам занятий;
• видеоэтюды работ учащихся;
• методическую копилку игр (для физкультминуток и на сплочение
детского коллектива);
• иллюстративный материал по разделам программы (ксерокопии,
рисунки, т и др.);
2.3. Формы аттестации и контроля
В качестве формы контроля используется: входной, текущий,
промежуточный и итоговый.
Входной контроль осуществляется в начале учебного года. Цель определить исходный уровень учащихся, определить формы и методы работы с
учащимися. Формы оценки – упражнения, контрольные задания.
Текущий контроль происходит на каждом занятии и осуществляется
методом наблюдения за правильностью выполнения работы. Формы оценки –
устный опрос, собеседование с учащимися, игровые задания.
Промежуточный контроль происходит после изучения основных тем по
программе. В практической деятельности результативность оценивается
качеством выполнения работ при организации мини-выставок, анализируются
положительные и отрицательные стороны работы, корректируются недостатки.
Контроль теоретических знаний осуществляется с помощью тестов, опросников,
игровых, творческих заданий. Они активизируют, стимулируют работу
учащихся, позволяют более полно проявлять полученные знания, умения,
навыки.
Итоговый контроль. В конце учебного года проводится итоговое занятие
(выставка, конкурс, презентация работ), на котором анализируется работа
кружка за текущий год, планируется деятельность на следующий учебный год.
Объектами контроля могут являться:
-знания, умения навыки, уровень и качество выполненных работ
-мастерство и техника исполнения творческих работ
-степень самостоятельности и уровень творческих способностей.
Уровень знаний и умений учащихся оценивается по результатам: участия
в конкурсах; участия в массовых мероприятиях различных уровней; презентации
творческих работ.
Список литературы педагога
Григорьев, Е. И. «Современные технологии социально-культурной
деятельности» / Е. И. Григорьев, Тамбов
15

Иванченко В. Н. Занятия в системе дополнительного образования детей.
Учебно-методическое пособие для руководителей ОУДОД, методистов,
педагогов – организаторов, специалистов по дополнительному образованию
детей, руководителей образовательных учреждений, учителей, студентов
педагогических учебных заведений, слушателей ИПК. Ростов н/Д: Из-во
«Учитель». -288с.
Программа педагога дополнительного образования: От разработки до
реализации / Сост. Н. К. Беспятова. – М.: Айрис – пресс. – 176с. – (Методика).
Станиславский К.С. Работа актера над собой. Серия эксклюзив: Русская
классика – АСТ, 2017 г.– 176 с.: ил.
Выготский Л.С. Мышление и речь. Воображение и творчество в детском
возрасте: Серия Психология. Лучшее. -АСТ.2008-672 с.,ил.
Искусство и школа: Книга для учителя/Сост. А.К. Василевский.М.:Просвещение,1981
Интернет-ресурсы:
https://videouroki.net/video/05-kultura-povedeniya.html
https://proshkolu.ru/lib/id/309/
http://www.encyclopedia.ru/
Список литературы родителям
Станиславский К.С. Работа актера над собой. Серия эксклюзив: Русская
классика – АСТ, 2017 г.– 176 с.: ил.
Выготский Л.С. Мышление и речь. Воображение и творчество в детском
возрасте: Серия Психология. Лучшее. -АСТ.2008-672 с.,ил.
Список литературы детям
Антонова К.Л. В театре.Экскурсия за кулисы./Илл.Бауман И.-М.:Настя и
Никита,2017-16 с
Толстой А. Золотой ключик или Приключения Буратино. - М.Искатель,2018.
Лиепа И.М.Театральные сказки.-М.:Риппол Классик,2018.-80с.
Григорович Д. Гуттаперчивый мальчик.-М.Искатель,2016,82 с.

16

3. ПРИЛОЖЕНИЕ
3.1.Оценочные материалы
Приложение №1
Для оценки эффективности реализации дополнительной
образовательной общеразвивающей программы детской театрального кружка
проводятся следующие виды контроля: входной контроль, промежуточный
контроль, итоговый контроль.
Раздел «Введение. Основы театральной культуры»
Входной контроль проводится на занятиях в соответствии с учебной
программой в форме педагогического наблюдения, собеседования ,
выполнения простейших этюдов.
Промежуточный контроль в кружке проводится с целью повышения
эффективности реализации и усвоения обучающимися дополнительной
образовательной программы и повышения качества образовательного
процесса.
Промежуточная аттестация в объединении включает в себя проверку
практических умений и навыков.
Формы проведения промежуточного контроля: игры и упражнения по
актерскому психотренингу, музыкально-хореографические театральные
миниатюры.
Для оценки результатов обучения разработаны контрольно-измерительные
материалы (прилагаются) с учётом программы детской театральной студии.
Итоговая аттестация обучающихся по программе детской театральной студии
проводится в конце прохождения программы «Калейдоскоп»
Итоговая аттестация проводится в следующих формах: театрализованный
показ.
Уровни освоения программы детского театрального кружка по критериям
определяются в пределе от 0 до 3 баллов.
3 балла - высокий, (характерна творчески преобразующая деятельность детей,
самостоятельная работа, творческие изменения, высокий уровень мотивации).
2 балла – средний, (активная познавательная деятельность, проявляют
творческую инициативу при выполнении заданий, выражена мотивация на
рост, самостоятельность при выполнении заданий).
1 балл - начальный, (репродуктивный, мотивированный на обучение
(занимаются с интересом; нуждаются в помощи педагога).
0 баллов - низкий уровень.
Контрольные критерии
17

Раздел «Театральная игра»
Контрольный критерий №1.
Запоминание и изображение заданной позы.
Учащийся должен уметь придумать и зафиксировать позу, запомнить и
повторить предложенную позу и жест. Задача в точности воспроизведения и
представлении.
Контрольно-измерительный материал:
Текущий контроль - игра «Передай позу»: - дети сидят или стоят в полукруге с
закрытыми глазами. Водящий ребенок придумывает и фиксирует позу,
показывая ее первому ребенку. Тот запоминает и показывает следующему. В
итоге сравнивается поза последнего ребенка с позой водящего.
Игра «Фотография»: дети делятся на пары, первый придумывает и фиксирует
позу, второй повторяют заданную позу.
Промежуточная аттестация – этюдный показ (индивидуальный и групповой)
Итоговая аттестация – показ театральных мизансцен с различными
персонажами.
0 баллов
1 балл
2 балла
3 балла
Учащийся не может замереть на месте, запомнить и изобразить заданную позу.
Учащийся не может придумать и зафиксировать позу, не точно копирует и
повторяет заданную позу или движение.
Учащийся копирует и воспроизводит заданную позу, но не может
воспроизвести ее через определенный промежуток времени.
Учащийся придумывает и фиксирует позу, четко копирует и воспроизводит
заданную позу. Может повторить ее через определенный промежуток времени.
Контрольный критерий №2
Этюдное изображение животных и птиц.
Учащийся должен представлять животных, птиц, их повадки, поведение, уметь
изобразить движения различных животных с помощью выразительных
пластических движений.
Контрольно-измерительный материал:
Текущий контроль - упражнение «Дружные животные». Дети делятся на три
группы, педагог дает задание – первая группа «медведи», вторая «белки»,
третья «лисы», по команде учащиеся должны изобразить с помощью
пластических движений животных.
Промежуточная аттестация – этюдный показ животных ( индивидуальный и
групповой)
Итоговая аттестация – показ театральных мизансцен с различными
персонажами.
18

0 баллов
1 балл
2 балла
3 балла
Учащийся не знает животных и птиц, не представляет как их можно
изобразить.
Учащийся представляет повадки и поведение некоторых живых существ, но не
может воспроизвести их с помощью пластических движений.
Учащийся скованно и зажато показывает некоторые элементы поведения
животных и птиц.
Учащийся изображает
Различных животных
и птиц с помощью
пластических движений.
Контрольный критерий №3
Создание образа, используя характер и настроение музыкальных
произведений.
Учащийся должен прослушать музыкальную заставку и под характер музыки
изобразить заданный персонаж.
Контрольно-измерительный материал:
Текущий контроль - упражнение «Превращение»: - под музыку дети
превращаются в добрых, злых, медленных, быстрых персонажей.
Музыкально – игровые этюдные задания.
Промежуточная аттестация – музыкальные этюды (индивидуальные и
групповые)
Итоговая аттестация – показ музыкально – театральных миниатюр.
0 баллов
1 балл
2 балла
3 балла
Учащийся не понимает характер музыкального произведения, не
представляет как можно изобразить заданный персонаж.
Учащийся не сопоставляет характер музыкального произведения и
изображение заданного персонажа.
Учащийся представляет персонаж, но не в характере и настроении заданного
музыкального произведения.
Учащийся четко улавливает характер музыкального произведения и
изображает заданный персонаж в соответствии с
музыкой.
19

Контрольный критерий №4
Готовность действовать согласованно, включаясь одновременно или
последовательно.
Учащийся должен, в зависимости от задания, включиться в игровое
пространство вместе с другими, или выполнить действие один.
Контрольно-измерительный материал:
Текущий контроль – игра «Муравьи»: по хлопку педагога дети начинают
хаотически двигаться по залу, не сталкиваясь с другими детьми и стараясь все
время заполнять свободное пространство, по второму хлопку дети должны
сразу остановиться и замереть на месте.
Промежуточная аттестация – этюды на согласованность действий
(индивидуальные и групповые)
Итоговая аттестация – показ музыкально – театральных миниатюр.
0 баллов
1 балл
2 балла
3 балла
Ученик не понял смысл задания, начал движение не со всеми, закончил не по
команде.
Учащийся вступил в игровое пространство вместе со всеми, но закончил не
по команде.
Учащийся вступил в игровое пространство вместе со всеми, выполнил
требования игры, но не справился с самостоятельным выходом.
Учащийся вступил в игровое пространство вместе со всеми, выполнил
требования игры, справился с самостоятельным выходом.
Контрольный критерий №5.
Готовность к творчеству, интерес к сценическому искусству.
Формирование у учащихся в процессе обучения положительного отношения к
сценическому искусству и развитие мотивации к дальнейшему овладению
актерским мастерством и развитию познавательного интереса.
Контрольно-измерительный материал: - музыкально-театральные
миниатюры.
0 баллов
1 балл
2 балла
3 балла
Отсутствие всякой мотивации к изображению и представлению различных
сценических персонажей.
Низкий уровень мотивации. Низкий уровень познавательной деятельности.
Проявляет активность на занятии. Есть мотивация к сценическому искусству,
но не высокая.
20

Высокий уровень познавательной деятельности. С интересом изучает играет
различные роли. Высокая мотивация. Проявляет активность на занятии.
Проявляет творческую
мыслительную активность.
Контрольные критерии
Раздел «Подведение итогов»
Итоговая аттестация – показ музыкально – театральных миниатюр.
0 баллов
1 балл
2 балла
3 балла
Учащийся не может представить себя воображаемым героем, не может
отгадать в кого превратились другие.
Учащийся может представить себя воображаемым героем, но не может
действовать в предлагаемых обстоятельствах.
Учащийся представляет себя воображаемым героем, придумывает действия в
предлагаемых обстоятельствах, но не может согласованно действовать с
партнером.
Учащийся представляет себя воображаемым героем, придумывает действия в
предлагаемых
обстоятельствах, согласованно действует с партнером в воображаемых
обстоятельствах.
3.2. Методические рекомендации
(Планы-конспекты, дополнительные материалы, наглядные пособия, игры,
тренинги, тесты хранятся в папке у педагога.)

3.2. Календарно-тематическое планирование
Приложение № 2
Название раздела, темы

Количес
тво
часов

Формы организации
занятий

№
п/п

1

Раздел 1 «Основы театральной культуры»
21

Формы
аттестаци
и,
диагности
ки,
контроля

Дата

1.1
1.2.

Театр и жизнь. Что дает театральное
искусство в формировании личности.
Театральное искусство России. Виды
театров.

1.3.

Театральные профессии.
Выдающиеся актеры.

1.4.

Развитие творческой активности,
индивидуальности. Снятие зажимов,
раскрепощение.
Исполнительное искусство актера –
стержень театрального искусства.

1.5.

1

Фронтальная
(групповая)

Собеседо
вание

1

Фронтальная
(групповая)

Презента
ция

1

Фронтальная
(групповая)

1

Фронтальная
(групповая)

1

Фронтальная
(групповая)

2
2.1

2.2.

2.3.

2.4.

3
3.1.

Раздел 2 «Театральная игра»
Фронтальная
Тренинг творческой психотехники
актера:
(групповая)
развитие навыков рабочего
1
самочувствия;
развитие творческого восприятия;
развитие артистической смелости и
элементов характерности.
Фронтальная
Воображение и фантазия – источник
творческой духовности человека.
(групповая)
1
Упражнения на развитие
воображения.
Фронтальная
Сценические этюды:
одиночные – на выполнение простого 2
(групповая)
задания;
на освоение предлагаемых
обстоятельств;
парные – на общение в условиях
органического молчания;
на взаимодействие с партнером.
Фронтальная
«Ролевая игра» (упражнение).
2
Предлагаемые обстоятельства,
(групповая)
события, конфликт, отношение.
Раздел 3 «Ритмопластика»
Фронтальная
Сценическое движение как
неотъемлемая часть сценического
(групповая)
3
театрализованного действия.
Упражнение «Как вести себя на
сцене» (мимика, жесты,
телодвижения в игре).

22

3.2.

4
4.1.

4.2.

4.3.

4.4.

5
5.1.

6
6.1.

Фронтальная
Работа актера над образом. Логика
действия:
(групповая)
я – предмет;
я – стихия;
2
я – животное;
я – растение;
внешняя характерность;
форма (выдержка и законченность).
Раздел 4 «Культура и техника речи»
Фронтальная
Тренинг по сценической речи
1
(артикуляционная гимнастика,
(групповая)
дикционные упражнения).
Фронтальная
Овладение техникой сценического
общения партнеров:
(групповая)
1
материал для общения – внутренние
чувства, мысли;
объект общения (партнер, мысль);
средства, приемы общения – жест,
слово, мимика, взгляд;
форма общения – приспособление;
непрерывность общения;
совокупность всех элементов
общения.
Фронтальная
Работа с литературным текстом
2
(словесное действие, логика речи,
(групповая)
орфоэпия).
Фронтальная
Словесные игры. Пластические
1
импровизации.
(групповая)
Раздел 5 «Выразительные средства в театре»
Фронтальная
Многообразие выразительных
средств в театре:
(групповая)
1
драматургия;
декорация;
костюм;
свет;
музыкальное оформление;
шумовое оформление.
(Создание декоративнохудожественного оформления).
Раздел 6 «Работа над спектаклем»
Фронтальная
Работа над спектаклем:
5
как создается спектакль;
(групповая)
знакомство со сценарием;
характеры и костюмы;
чтение по ролям,
работа над дикцией;
разучивание ролей;
23

Исполнен
ие роли

6.2.
6.3.

7
7.1

вхождение в образ;
исполнение роли;
создание афиши и программки;
музыкальное оформление.
Развиваем актерское мастерство.
Репетиция.

Фронтальная
(групповая)

Исполнен
ие роли

Фронтальная
Показ театрального представления:
в школе для учащихся, родителей,
(групповая)
2
учителей;
на районном смотре.
Раздел 7 «Подведение итогов»
Фронтальная
Мероприятие, посвященное
2
международному дню театра.
(групповая)
Анализ проделанной работы.
Творческий отчет. Поощрение
лучших артистов.
Оформление страниц «Летописи
школьного театра».

Спектакл
ь

Итого часов

5

36

24

Творческ
ий отчет
Летопись
школьног
о театра

Приложение № 3
Календарный учебный график
1 полугодие
ноябрь

декабрь

январь

февраль

март

май

5 6 7

1

1

1

1

1

1

1

1

1

4

4

4

4

4

4

4

4

4

28 29 30 31 32 33 34 35 36

Итоговый контроль

Промежуточный контроль.

8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27

апрель

1 2 3 4

Вводный контроль. Тест.

Аттестация/
контроля

формы Кол-во часов в Кол-во часов
месяц
в неделю

Кол-во учебных Месяц
недель

сентябрь октябрь

2 полугодие

Объем учебной нагрузки на учебный год 36 часов

26


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».