1. Комплекс основных характеристик программы 1.1. Пояснительная записка Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования детей «Фантазеры» составлена в соответствии со следующими нормативными и распорядительными документами: - Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями на 01.07.2020); - Федеральный закон Российской Федерации от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (с изменениями на 31.07. 2020); - Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» ; - Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях развития России до 2030 года»; - Национальный проект «Образование» - ПАСПОРТ утвержден президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24.12.2018 № 16) ; - Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 г. № 996-р ; - Концепция развития дополнительного образования детей, утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 № 1726-р; - Федеральный проект «Успех каждого ребенка» - ПРИЛОЖЕНИЕ к протоколу заседания проектного комитета по национальному проекту «Образование» от 07.12.2018 г. № 3 ; - Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.12.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; - Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; - Приказ Минпросвещения России от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем развития дополнительного образования детей» ; - Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 05.05.2018 № 298н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых». - Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию 2 дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»; - Письмо Министерства образования и науки РФ от 29.03.016 № ВК- 641/09 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей»; - Письмо Министерства Просвещения Российской Федерации от 20.02.2019 № ТС - 551/07 «О сопровождении образования обучающихся с ОВЗ и инвалидностью»; - Об образовании в Республике Крым: закон Республики Крым от 06.07.2015 № 131-ЗРК/2015 (с изменениями на 10.09.2019); - Устава Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Трудовская средняя школа» Сакского района Республики Крым; - Положения о дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программах дополнительного образования детей. Изобразительное творчество является одним из древнейших направлений искусства. Каждый ребенок рождается художником. Нужно только помочь ему разбудить в себе творческие способности, открыть его сердце добру и красоте, помочь осознать свое место и назначение в этом прекрасном мире. Основной целью современной системы дополнительного образования является воспитание и развитие личности ребенка. Достижение этой цели невозможно без реализации задач, стоящих перед образовательной областью «Художественное творчество», составляющая часть которого – изобразительное искусство. Изобразительное искусство располагает многообразием материалов и техник. Зачастую ребенку недостаточно привычных, традиционных способов и средств, чтобы выразить свои фантазии. Проанализировав авторские разработки, различные материалы, а также передовой опыт работы с детьми, накопленный на современном этапе отечественными и зарубежными педагогами-практиками, я заинтересовалась возможностью применения нетрадиционных приемов изодеятельности в работе с младшими школьниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности. Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Становление художественного образа у обучающихся происходит на основе практического интереса в развивающей деятельности. Занятия по программе «Фантазеры» направлены на реализацию базисных задач художественнотворческого развития детей. Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает новые возможности использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Оригинальное рисование без кисточки и карандаша расковывает ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. 3 Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать. Педагог должен пробудить в каждом ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость, веру в то, что он пришел в этот мир творить добро и красоту, приносить людям радость. Направленность программы – художественная. Направление – изобразительное искусство, декоративно-прикладное творчество. Актуальность программы: Состоит в том, что творческие способности — одна из загадок человеческой натуры, а развитие в детях устойчивой способности к творчеству — одна из самых сложных педагогических задач. В программе «Фантазеры» сделан акцент на развитие творческого потенциала ребенка через поиск нестандартных подходов в обучении детей рисованию: сочетание традиционных и нетрадиционных техник рисования. Использование нетрадиционных способов изображения позволяет разнообразить способности ребенка в рисовании, пробуждает интерес к исследованию изобразительных возможностей материалов, и, как следствие, повышают интерес к изобразительной деятельности в целом. Детское рисование помогает координировать зрение и движение, овладеть формами, развивать чувственнодвигательную координацию, требует согласованного участия многих психических функций. Нетрадиционные техники рисования как средство коррекции психики позволяет преодолеть чувство страха, оказывает воздействие на процесс становления ребенка как личности. Когда он рисует, его двигательные и зрительные анализаторы активно работают, развивается мышление, внимание и память. Ребенок думает, сочиняет, сравнивает и анализирует. Рисование влияет на расширение словарного запаса, формирование речи. Рисование — это уникальное сочетание в одном процессе умственной и физической деятельности. Чтобы создать какой-либо рисунок, ребенку приходится приложить большое количество усилий, овладеть многими навыками. Новизна данного проекта заключается в применении нетрадиционных техник рисования на занятиях по внеурочной деятельности для развития творческих способностей учащихся, формирования универсальных учебных действий и духовно-нравственного развития учащихся в условиях внедрения ФГОС. Отличительной особенностью программы «Фантазеры» по нетрадиционным техникам рисования является то, что она имеет инновационный характер. В системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития детского художественного творчества. Используются самодельные инструменты, природные и бросовые для нетрадиционного рисования. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им бытовых предметов в качестве оригинальных художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. работа строится на проявление интереса у детей к декоративно-прикладному творчеству, а это зарождающее чувство любви к родному краю, его истории, природе, труду людей. И от нас зависит, будут ли наши дети любить свой край, понимать его, тянуться к нему, поддерживать, уважать и развивать традиции. 4 Важный аспект в обучении - индивидуальный подход, удовлетворяющий требованиям познавательной деятельности ребёнка. Педагогическая целесообразность – из многолетнего опыта работы с детьми по развитию художественно творческих способностей в рисовании стало понятно, что стандартных наборов изобразительных материалов и способов передачи информации недостаточно для современных детей, так как уровень умственного развития и потенциал нового поколения стал намного выше. В связи с этим, нетрадиционные техники рисования дают толчок к развитию детского интеллекта, активизируют творческую активность детей, учат мыслить нестандартно. Важное условие развития ребенка – не только оригинальное задание, но и использование нетрадиционного бросового материала и нестандартных изотехнологий. Вся деятельность в разработанной мной программе носит творческий характер. Адресат программы – возраст детей, участвующих в реализации программы 710 лет. Объем и сроки освоения программы. Предлагаемая программа рассчитана на 1 год обучения, из расчета 36 академических часов в год. Уровень программы – стартовый (ознакомительный). Формы обучения - очная. Особенности организации образовательного процесса. Основная форма обучения – коллективные занятия, на которых происходит формирование у учащихся теоретических знаний и практических умений. Учебный процесс может быть ускорен или замедлен по отдельным его направлениям. Ритм обучения зависит от одарённости и способностей детей. В процессе занятий сочетаются групповая и индивидуальная работы, в связи с тем, что каждый учащийся имеет разный темп обучения и разный уровень подготовки. Таким образом, важнейшее требование к занятиям – дифференцированный подход к обучающимся с учетом их возрастных физических и психологических особенностей. Такая форма работы позволяет педагогу обратить внимание на восприятие и индивидуальные особенности каждого ребёнка, а затем на основании проведённого анализа работы, с учётом перечисленного, строить и проводить каждое последующее занятие. В процессе реализации программы используются коллективная и индивидуально-групповая работа. Методы обучения, в основе которых лежит способ организации занятий: - словесные (беседа, объяснения); - наглядные (показ видеоматериалов, иллюстрации, приемов исполнения, работа по образцу); - практические (тренировочные упражнения). Методы в основе которых лежит уровень деятельности: - обьяснительно-иллюстративная, - репродуктивные. Формы проведения занятий - тематическая совместная деятельность педагога и ребенка в форме кружковой работы: - просмотр и обсуждение видеоматериалов, наглядностей; 5 - участие в мини-выставках и итоговой выставке; - конкурсы, познавательные игры, викторины, экскурсии. Наполняемость групп 15-20 человек. Любой ученик имеет право быть зачисленным в состав учебной группы. Набор в группу проводится на добровольной основе независимо от уровня подготовки и пола учащихся. Состав группы: постоянный, исходный опыт не предусматривается. В одной группе могут обучаться разновозрастные дети. Допускается дополнительный набор детей на вакантные места в коллектив. Режим занятий: Расписание составляется из расчета – 1 занятие в неделю (1 академический час) в течение 36 недель. 1.2. Цель и задачи программы Цель и задачи направлены на: создание условий для развития личности ребенка, приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям, развитие художественно-эстетического вкуса, художественных способностей и склонностей к художественному творчеству, эмоционального восприятия и образного мышления, взаимодействие педагога дополнительного образования с семьей. Целью программы является использование нетрадиционных техник рисования для развития творческих способностей, формирования универсальных учебных действий и духовно-нравственного развития учащихся на занятиях по внеурочной деятельности. Задачи: а) образовательные: - ознакомление детей с нетрадиционными техниками изображения, их применением, выразительными возможностями, свойствами изобразительных материалов; - овладение учащимися нетрадиционными техниками рисования; - использования нетрадиционных техник изображения в самостоятельной деятельности учащихся. - овладение учащимися элементарных основ реалистического искусства, формирование навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению, ознакомление с особенностями работы в области декоративно-прикладного и народного творчества, б) личностные: - воспитание интереса и любви к искусству, - воспитание усидчивости, аккуратности и терпения, - обучение ребёнка творческому подходу к любой работе помогут задания, содержащие в программе. в) метапредметные: -развитие у детей изобразительных способностей, эстетического восприятия, художественного вкуса, творческого воображения, пространственного мышления, эстетического вкуса и понимание прекрасного. 6 1.3. Воспитательный потенциал программы Для решения поставленных воспитательных задач и достижения цели программы, учащиеся привлекаются к участию (подготовке, проведению) в общешкольных мероприятиях, благотворительных акциях, выставках, мастерклассах, творческих мероприятиях, в конкурсных программах различного уровня, направленных на воспитание чувства личной ответственности, навыков культурного поведения, этикета. Воспитанию у детей стремления к самопознанию, формированию взаимного доверия и толерантности. 1.4. Содержание программы Учебный план № Названия тем Все го час ов 12 Кол-во часов теор практ ия ика 1 11 I Введение Раздел 1. Золотая осень. II Раздел 2. Здравствуй, зимушка-зима. 11 1 10 III Раздел 3. Долгожданная весна. 11 - 11 IV Раздел 4. Вот и лето к нам идет! 2 1 1 36 3 33 ИТОГО Формы контроля Входной контроль, практическ ие работы Практическ ие работы, теория. Промежуто чный контроль. Практическ ие работы. Практическ ие работы. Выставки, Сбор портфолио. Итоговый контроль. Содержание учебного плана Введение Раздел 1. Золотая осень. (12ч) Теоретический курс: знакомство с целями и задачами кружка, с необходимыми инструментами и материалами; знакомство с нетрадиционными техниками рисования. Практический курс: печать листьями; техника «Дудлинг»; рисование пальчиками; рисование губкой, мятой бумагой; рисование восковыми мелками, 7 пастелью; эффект проступающего рисунка; фотокопия; техника разбрызгивания; техника выдувания. Входной контроль: определение уровня сформированных знаний, умений и навыков по изобразительному искусству: выполнение теста (приложение 1), заполнение диагностической карты (приложение 3). Раздел 2. Здравствуй, зимушка-зима. (11ч) Теоретический курс: знакомство с нетрадиционными техниками рисования. Практический курс: рисование ластиком, техника Пуантилизм, рисование ладошками, рисование солью, кляксография, техника «по сырому», техника выполнения витражей – клеевые картинки, рисунки по грунтовой основе (процарапывание), техника «мрамирование бумаги», фроттаж, граттаж. Промежуточный контроль: устный опрос. Теория-игра (приложение 2). Раздел 3. Долгожданная весна. (11ч) Теоретический курс: знакомство с нетрадиционными техниками рисования. Практический курс: граттаж, тиснение, техника пейп-арт, гравюра на картоне, монотипия, рисование нитками (ниткография), пластилинография, рисование методом тычка, рисование манкой, проступающий рисунок. Раздел 4. Вот и лето к нам идет! (2ч) Теоретический курс: знакомство с нетрадиционными техниками рисования. Практический курс: рисование зубной щеткой, узоры по густой краске. Итоговый контроль: выставка, заполнение «Портфолио», анализ своих работ. Заполнение диагностической карты (приложение 3). 1.5. Планируемые результаты Ожидаемые результаты по окончании реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Фантазеры» Предметные результаты: • владение различными техниками и способами рисования; • умение работать с различными материалами (гуашь, акварель, тушь, уголь); • стимулирование активности, самостоятельности, инициативы детей в придумывании содержания и способов изображения; • создание разнообразных и относительно неповторимых, оригинальных замыслов; • знание названия инструментов, приспособлений, значение терминов: композиция, пейзаж, пластилинография и др. Метапредметные результаты: • способности к коммуникационному мышлению в различных графических техниках; • положительный опыт самовыражения и раскрытия творческого потенциала; 8 • устойчивая мотивация к изучению теории и практики изобразительного искусства. Личностные результаты: • положительные индивидуальные личностные качества, необходимые для взаимодействия в творческом процессе; • видеть богатый красочный мир вокруг себя, попытаться передать все его многообразие в своих творческих работах. В конце обучения: учащиеся будут знать: - различные способы и техники нетрадиционного рисования; - какие использовать материалы в различных техниках; учащиеся будут уметь: - различать, называть и применять на практике нетрадиционные способы рисования; -работать кистью, мелками, пластилином, нетрадиционным художественным материалом; - различать цвета спектра и их оттенки; - работать творчески и самостоятельно. 9 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО – ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ 2.1. Календарный учебный график – (см. приложение № 5) Дата начала и окончания занятий – 01.09.2022г. – 31.05.2023г. Количество учебных недель – 36 Количество учебных дней – 36 Количество учебных часов - 36 2.2. Условия реализации программы Для реализации данной программы используются следующие виды методического обеспечения. Материально-техническое обеспечение дополнительной образовательной программы связано с наличием следующих средств, предметов, инструментов: Организационно-технические условия: Занятия проводятся в классе с хорошим освещением и водопроводом; кабинет, оснащенный столами, стульями, в коридоре организован стенд для выставки работ. Оборудование. • для занятий используются: бумага, краски, кисти, салфетки, карандаши, мелки, и т.д.; • методические пособия и книги по нетрадиционным техникам рисования; • литературные произведения (тематические); • таблицы (правила техники безопасности и др.); • иллюстрационный тематический материал, презентации; • демонстрационные работы и образцы в нетрадиционной технике рисования; • ТСО: компьютер, телевизор, телефон для фото. Информационное обеспечение - аудио-, видео-, фото-, интернетисточники. Кадровое обеспечение – Для успешной реализации образовательной программы необходимо квалифицированное кадровое обеспечение: - лицо, имеющее высшее образование или среднее профессиональное образование при условии его соответствия дополнительным общеразвивающим программам, реализуемыми организацией, осуществляющей образовательную деятельность - педагог, реализующий программу, должен регулярно проходить курсы повышения квалификации. Методическое обеспечение. - особенности организации образовательного процесса – очно. 10 - методы обучения (словесный, наглядный практический; объяснительноиллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский проблемный; игровой, дискуссионный, проектный и др.) и воспитания (убеждение, поощрение, упражнение, стимулирование, мотивация и др.); - формы организации образовательного процесса: индивидуальная, индивидуально-групповая и групповая; - формы организации учебного занятия - беседа, вернисаж, выставка, галерея, игра, мастер-класс, «мозговой штурм», наблюдение, открытое занятие, практическое занятие, представление, презентация, творческая мастерская, фабрика, фестиваль, ярмарка; - педагогические технологии - технология индивидуализации обучения, технология группового обучения, технология коллективного взаимообучения, технология дифференцированного обучения, технология разноуровневого обучения, технология развивающего обучения, технология проблемного обучения, технология дистанционного обучения, технология исследовательской / проектной деятельности, технология игровой деятельности, технология коллективной творческой деятельности, коммуникативная технология обучения, технология портфолио, технология педагогической мастерской, здоровьесберегающая технология. - алгоритм учебного занятия: I. Вводная часть занятия. II. Основная часть (теоретическая, практическая). III. Групповая и индивидуальная работа. IV. Заключительная часть (подведение итогов занятия, устная оценка достижений, выставка работ). - дидактические материалы - раздаточные материалы, инструкционные, технологические карты, задания, упражнения, образцы изделий и т.п. • фотоматериалы по разделам занятий; • образцы работ учащихся; • методическую копилку игр (для физкультминуток и на сплочение детского коллектива); • иллюстративный материал по разделам программы (ксерокопии, рисунки, таблицы, тематические альбомы и др.); • инструкции, схемы выполнения работ. 2.3. Формы аттестации и контроля В качестве формы контроля используется: входной, текущий, промежуточный и итоговый. Входной контроль осуществляется в начале учебного года. Цель определить исходный уровень учащихся, определить формы и методы работы с учащимися. Формы оценки – упражнения, контрольные задания. Текущий контроль происходит на каждом занятии и осуществляется методом наблюдения за правильностью выполнения работы. Формы оценки – устный опрос, собеседование с учащимися, игровые задания. 11 Промежуточный контроль происходит после изучения основных тем по программе. В практической деятельности результативность оценивается качеством выполнения работ при организации мини-выставок, анализируются положительные и отрицательные стороны работы, корректируются недостатки. Контроль теоретических знаний осуществляется с помощью тестов, опросников, игровых, творческих заданий. Они активизируют, стимулируют работу учащихся, позволяют более полно проявлять полученные знания, умения, навыки. Итоговый контроль. В конце учебного года проводится итоговое занятие (выставка, конкурс, презентация работ), на котором анализируется работа кружка за текущий год, планируется деятельность на следующий учебный год. Объектами контроля могут являться: -знания, умения навыки, уровень и качество выполненных работ -мастерство и техника исполнения творческих работ -степень самостоятельности и уровень творческих способностей. Уровень знаний и умений учащихся оценивается по результатам: участия в конкурсах; участия в выставках и массовых мероприятиях различных уровней; презентации творческих работ. 2.4. Список литературы Список литературы педагога 1. Занятия по изобразительной деятельности. Коллективное творчество/ Под ред. А. А. Грибовской.-М.: ТЦ Сфера, 2009 2. Соломенникова О.А. Радость творчества. Развитие художественного творчества детей 5-7 лет. - Москва, 2011. 3. Утробина К. К. «Рисованием тычком» - М., 2004г. 4. Фатеева А.А. Рисуем без кисточки - Ярославль, 2014. Интернет-ресурсы: https://infourok.ru/netradicionnoe-risovanie-77-idej-dlya-detskogo-sada-ishkoly-4147072.html https://luchik.ru/articles/grow-up/tehniki-risovaniya.html https://2k19.info/netradicionnye-tehniki-risovanija-dl/ https://www.moirebenok.ua/toddler/razvitie-toddler/rastim-malenkogohudozhnika-20-unikalnyh-tehnik-risovaniya-dlya-detej/ https://infourok.ru/metodicheskaya-kopilka-igri-i-uprazhneniya-na-urokah-izo412532.html3 Список литературы родителям 1. Александрова Т. Н. «Чудесная клякса», - М., 1998г. 2. Кожохина С. К. «Сделаем жизнь наших малышей ярче» - Ярославль, 2007г. 12 3. Фатеева А. А. Рисуем без кисточки. – Ярославль: Академия развития, 2014. – 96с. Список литературы детям 1. Лыкова И. А. «Цветные ладошки», - М., 1996г. 2. Фатеева А. А. Рисуем без кисточки. – Ярославль: Академия развития, 2014. – 96с. 13 3. ПРИЛОЖЕНИЯ 3.1. Оценочные материалы Приложение № 1 В качестве формы контроля используется: начальный, текущий, промежуточный и итоговый. НАЧАЛЬНАЯ форма контроля: 1 занятие – упражнения, контрольные задания. Заполнение диагностической карты (1-4 занятие) ТЕСТ Приложение 1. 1. Вспомним виды ИЗО. Соедини линиями. Гафика Живопись ДПИ Скульптура Архитектура 14 2. Нарисуй три основных цвета. 3. Нарисуй теплые цвета 4. Нарисуй холодные цвета 5. Какой получится цвет, если смешать красный и желтый, нарисуй. 6. Какой получится цвет, если смешать красный и синий, нарисуй. 7. Какой получится цвет, если смешать синий и желтый, нарисуй. 15 ТЕКУЩАЯ форма контроля: происходит на каждом занятии и осуществляется методом наблюдения за правильностью выполнения работы. ПРОМЕЖУТОЧНЫЙ контроль. (занятие №23) Приложение № 2 Устный опрос. Теория – игра. (Дети отвечают на вопросы и находят образцы работ из предложенных.) (Образцы – работы, ранее выполненные детьми). 1.Вспомним, что такое техника «Рисование пальчиками» 2. Вспомним, что такое техника «Проступающего рисунка» 3. Вспомним, что такое техника «Разбрызгивания» 4. Вспомним, что такое техника «Выдувание» 5. Вспомним, что такое техника «Пуантилизм» 6. Вспомним, что такое техника «По сырому» 7. Вспомним, что такое техника «Фроттаж». ИТОГОВЫЙ контроль. (последнее занятие). Выставка, заполнение «Портфолио», диагностической карты (35-36 занятие.) анализ своих работ. Заполнение Диагностическая карта по методике «Диагностика изобразительной деятельности» Г.А. Урунтаевой Приложение № 3 № Ф.И. ребенка п/ п Технические навыки н к Точность движений н Средства выразительнос ти (цвет, форма, композиция и др.) к н к Наличие замысла н к «н» – начало года; «к» – конец года 3.1 Методические материалы. 16 Проявление самостоятель ности н к Отношение Речь в к процес рисованию се рисов ания н к н к (Планы-конспекты, дополнительные материалы, образцы работ, наглядные пособия, игры хранятся в папке у педагога.) 3.3. Календарно – тематическое планирование Приложение № 4 № п/ п 1 2 Меся ц/чис ло Форма заняти й КолТема занятий во часов Введение. Раздел 1. Золотая осень.(12ч) 1 Комбини Вводное занятие. Материалы и инструменты. рованны Знакомство с нетрадиционными техниками й рисования 1 Комбини Печать листами «Осень золотая» рованны й Форма контроля Теория, опрос. Входной контроль. Практическая работа Комбини рованны й Комбини рованны й 1 Техника «Дудлинг» Практическая работа 1 Печать листами и тычком «Гроздья рябины» Практическая работа 5 Комбини рованны й 1 Рисование пальчиками «Цветочная полянка» Практическая работа 6 Комбини рованны й Комбини рованны й Комбини рованны й Комбини рованны й Комбини рованны й Комбини рованны й Комбини рованны й 1 Рисование губкой, мятой бумагой «Осеннее дерево» Практическая работа 1 Рисование восковыми мелками, пастелью «Бабочки-красавицы» Практическая работа 1 Эффект проступающего рисунка «Листья опали» Практическая работа 1 Фотокопия «Перелетные птицы» Практическая работа 1 Техника разбрызгивания. Разбрызгивание с помощью кисти Практическая работа 3 4 7 8 9 10 11 12 1 1 Техника разбрызгивания. Использование зубной Практическая щетки. работа Техника выдувания Раздел 2. Здравствуй, зимушка-зима. (11ч) 17 Практическая работа 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 Комбини рованны й Комбини рованны й Комбини рованны й Комбини рованны й Комбини рованны й Комбини рованны й Комбини рованны й Комбини рованны й Комбини рованны й Комбини рованны й Комбини рованны й 1 Рисование ластиком «Зима наступила» Практическая работа 1 Техника Пуантилизм Практическая работа 1 Рисование ладошками. Практическая работа 1 Рисование солью Практическая работа 1 Кляксография Практическая работа 1 Техника «по сырому» Практическая работа 1 Техника выполнения витражей – клеевые картинки Практическая работа 1 Рисуем по грунтовой основе (процарапывание) Практическая работа 1 Техника «мрамирование бумаги» Практическая работа 1 Фроттаж Практическая работа 1 Граттаж Теория- игра. Промежуточны й контроль. Раздел 3. Долгожданная весна. (11ч) 24 25 26 27 28 Комбини рованны й Комбини рованны й Комбини рованны й Комбини рованны й Комбини рованны й 1 Граттаж Практическая работа 1 Тиснение Практическая работа 1 Техника пейп-арт (яйца) Практическая работа 1 Гравюра на картоне Практическая работа 1 Монотипия Практическая работа 18 29 30 31 32 33 34 Комбини рованны й Комбини рованны й Комбини рованны й Комбини рованны й Комбини рованны й Комбини рованны й 1 Рисование нитками (ниткография) Практическая работа 1 Пластилинография «Подводный мир» Практическая работа 1 Рисование методом тычка «Веточка черемухи» Практическая работа 1 рисование манкой «Яркие краски» Практическая работа 1 Пластилиновая живопись «Белочка» Практическая работа 1 Проступающий рисунок «Салют ко Дню Победы» Практическая работа Раздел 4. Вот и лето к нам идет! (2ч) 35 36 Комбини рованны й Комбини рованны й 1 Рисование зубной щеткой «Одуванчики» Практическая работа 1 Узоры по густой краске «Здравствуй, лето» Творческий отчет. Выставка работ Практическая работа, Выставка. Сбор «Портфоли»Ито говый контроль. Итого 36 19 Приложение № 5 Календарный учебный график 1 полугодие ноябрь декабрь январь февраль март май 5 6 7 1 1 1 1 1 1 1 1 1 4 4 4 4 4 4 4 4 4 28 29 30 31 32 33 34 35 36 Итоговый контроль Промежуточный контроль. 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 апрель 1 2 3 4 Вводный контроль. Тест. Аттестация/ контроля формы Кол-во часов в Кол-во часов месяц в неделю Кол-во учебных Месяц недель сентябрь октябрь 2 полугодие Объем учебной нагрузки на учебный год 36 часов 20