МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ «ТРУДОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА» САКСКОГО РАЙОНА
РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
(МБОУ «ТРУДОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА»)
РАССМОТРЕНО И ПРИНЯТО
на заседании Педагогического совета Протокол
от 29.08.2025 г. № 9
УТВЕРЖДЕНО
приказом МБОУ «Трудовская средняя
школа» от 29.08.2025г. № 260
ПОЛОЖЕНИЕ
о рабочей программе учебного предмета, учебного курса (в том числе
внеурочной деятельности), учебного модуля и поурочном планировании
МБОУ «Трудовская средняя школа»
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение о разработке и утверждении рабочих программ учебных
предметов, курсов, дисциплин (модулей) в МБОУ «Трудовская средняя школа» (далее
общеобразовательная организация, ОО) составлено в соответствии с Федеральным законом от
29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» с изменениями от
31 июля 2025 года, Приказом Минпросвещения России от 31 мая 2021 года № 286 «Об
утверждении ФГОС НОО» с изменениями от 18 июня 2025 года, Приказом Минпросвещения
России от 18 июня 2025 года № 287 «Об утверждении ФГОС ООО» с изменениями от 22 января
2024 года [3], Приказом Минобрнауки России от 17 мая 2012 года № 413 «Об утверждении
ФГОС СОО» с изменениями от 12 февраля 2025 года, Приказом Минобрнауки России от 19
декабря 2014 года № 1598 «Об утверждении ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ» с изменениями
от 8 ноября 2022 года [5], Приказом Минпросвещения России от 22 марта 2021 года № 115 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
основным общеобразовательным программам – образовательным программам НОО, ООО,
СОО» с изменениями от 4 марта 2025 года, а также Уставом общеобразовательной организации
и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации, регламентирующими
деятельность организаций, осуществляющих образовательную деятельность.
1.2. Данное Положение о разработке рабочей программы педагога, реализующего ФГОС
НОО, ООО и СОО, определяет структуру, порядок разработки и утверждения рабочей
программы учебного предмета, курса, дисциплины (модуля), внеурочной деятельности,
воспитания и коррекционной работы.
1.3. В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»:
1.3.1.
Образовательная программа – комплекс основных характеристик образования
(объем, содержание, планируемые результаты) и организационно-педагогических условий,
который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих
программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, оценочных и
методических материалов, а также в предусмотренных Федеральным законом от 29.12.2012 №
273-ФЗ случаях в виде рабочей программы воспитания, календарного плана воспитательной
работы, форм аттестации [1, часть 9 статьи 2].
1.3.2.
Федеральная
основная
общеобразовательная
программа –
учебнометодическая документация (федеральный учебный план, федеральный календарный учебный
график, федеральные рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей),
1
иных компонентов, федеральная рабочая программа воспитания, федеральный календарный
план воспитательной работы), определяющая единые для Российской Федерации базовые объем
и содержание образования определенного уровня и (или) определенной направленности,
планируемые результаты освоения образовательной программы [1, часть 10.1 статьи 2].
1.3.3.
Рабочая программа – это программа, разработанная на основе федеральных
или авторских программ, но вносящая изменения и дополнения в содержание учебной
дисциплины, последовательность изучения тем, количество часов, использование
организационных форм обучения и другие.
1.4. Инструментом для реализации федерального компонента государственного стандарта
общего образования в образовательных организациях являются следующие документы:
приказом Минпросвещения России от 18 мая 2023 года № 372 «Об утверждении
федеральной образовательной программы начального общего образования»;
приказом Минпросвещения России от 18 мая 2023 года № 370 «Об утверждении
федеральной образовательной программы основного общего образования»;
приказом Минпросвещения России от 18 мая 2023 года № 371 «Об утверждении
федеральной образовательной программы среднего общего образования»;
приказом Минпросвещения России от 30 сентября 2022 года № 874 «Об утверждении
Порядка разработки и утверждения федеральных основных общеобразовательных программ»;
приказом Минпросвещения России от 11 декабря 2020 года № 712 «О внесении
изменений в некоторые федеральные государственные образовательные стандарты общего
образования по вопросам воспитания обучающихся».
1.5. Общеобразовательные программы самостоятельно разрабатываются и утверждаются
образовательными организациями [6, часть 1 пункта 11].
1.6. Организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим
государственную аккредитацию образовательным программам начального общего, основного
общего, среднего общего образования, разрабатывают образовательные программы в
соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и
соответствующими федеральными основными общеобразовательными программами.
Содержание и планируемые результаты разработанных школой образовательных программ
должны быть не ниже соответствующих содержания и планируемых результатов ФООП [6,
часть 2 пункта 11].
1.7. Организация, осуществляющая образовательную деятельность по имеющим
государственную аккредитацию образовательным программам основного общего, среднего
общего образования, при разработке соответствующей общеобразовательной программы вправе
предусмотреть перераспределение предусмотренного в федеральном учебном плане времени на
изучение учебных предметов, по которым не проводится государственная итоговая аттестация,
в пользу изучения иных учебных предметов, в том числе на организацию углубленного
изучения отдельных учебных предметов и профильное обучение. Указанное перераспределение
времени на изучение учебных предметов осуществляется в соответствии с требованиями
федеральных государственных образовательных стандартов к предметным результатам по всем
учебным предметам [6, часть 3 пункта 11].
1.8. При разработке образовательных программ организации, осуществляющие
образовательную
деятельность
по
имеющим
государственную
аккредитацию
общеобразовательным программам, применяют ФООП, утвержденные до начала нового
учебного года. Федеральные основные общеобразовательные программы, утвержденные
позднее указанного срока, применяются при разработке и утверждении образовательных
программ года, следующего за годом утверждения соответствующих ФООП [6, часть 4 пункта
11].
1.9. Общеобразовательная программа включает в себя учебный план, календарный учебный
график, рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), оценочные и
методические материалы, федеральную рабочую программу воспитания и федеральный
календарный план воспитательной работы [6, часть 1 пункта 12].
2
2. Структура рабочей программы
2.3.
Структура рабочей программы определяется настоящим Положением в
соответствии с требованиями ФГОС НОО, ФГОС ООО, ФГОС СОО; ФОП НОО, ФОП ООО,
ФОП СОО.
2.4.
Обязательные компоненты рабочей программы:
титульный лист; пояснительная записка;
содержание учебного предмета, учебного курса (в том числе внеурочной деятельности),
учебного модуля;
планируемые результаты освоения учебного предмета, учебного курса (в том числе
внеурочной деятельности), учебного модуля;
тематическое планирование с указанием количества академических часов, отводимых на
освоение каждой темы учебного предмета, учебного курса (в том числе внеурочной
деятельности), учебного модуля, и возможность использования по этой теме электронных
(цифровых) образовательных ресурсов, являющихся учебно-методическими материалами
(мультимедийные программы, электронные учебники и задачники, электронные библиотеки,
виртуальные лаборатории, игровые программы, коллекции цифровых образовательных
ресурсов), используемыми для обучения и воспитания различных групп пользователей,
представленными в электронном (цифровом) виде и реализующими дидактические возможности
ИКТ, содержание которых соответствует законодательству об образовании; поурочное
планирование для рабочих программ предметов с непосредственным применением ФРП.
2.5.
Рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности должна содержать
указание на форму проведения занятий.
2.6.
Рабочая программа формируются с учетом рабочей программы воспитания.
Необходимо указать формы учета рабочей программы воспитания в пояснительной записке к
рабочей программе.
2.7.
Титульный лист рабочей программы (за исключением рабочих программ,
непосредственного применения при реализации ООП ООО и ООП СОО федеральных рабочих
программ) имеет грифы рассмотрения, согласования и утверждения. Грифы располагаются в
верхней части рабочей программы (Приложение 1), гриф утверждения с указанием даты и номера
приказа.
В центре титульного листа располагается наименование рабочей программы с указанием
уровня образования, учебного предмета, курса, модуля, номер класса, уровня содержания
рабочей программы (базовый уровень, углубленный уровень). (Приложение 1)
2.8.
Раздел «Пояснительная записка» включает:
общую характеристику учебного предмета, учебного курса (в том числе внеурочной
деятельности), учебного модуля;
цели изучения учебного предмета, учебного курса (в том числе внеурочной деятельности),
учебного модуля;
место учебного предмета, учебного курса (в том числе внеурочной деятельности), учебного
модуля в учебном плане.
2.9.
Раздел «Содержание учебного предмета, учебного курса (в том числе
внеурочной деятельности), учебного модуля» содержит информацию о перечне и названии
разделов и тем курса, краткое содержание учебных тем, перечень практических и лабораторных
работ. Данный раздел оформляется в текстовом варианте.
2.10.
Раздел «Планируемые результаты освоения учебного предмета, учебного курса
(в том числе внеурочной деятельности), учебного модуля» фиксирует требования к
личностным, метапредметным и предметным результатам.
3
Личностные результаты освоения рабочей программы группируются по направлениям
воспитания: гражданскопатриотическое; духовно-нравственное; эстетическое; физическое
воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия; трудовое;
экологическое; ценность научного познания.
Метапреметные результаты группируются по видам УУД: овладение универсальными
учебными действиями (базовые логические, базовые исследовательские, работа с информацией);
овладение универсальными коммуникативными действиями (общение, совместная
деятельность); овладение универсальными регулятивными действиями (самоорганизация,
самоконтроль).
Предметные результаты фиксируются по годам обучения.
Рабочие программы учебных предметов, курсов, модулей включают кодификаторы
требований к результатам освоения ООП по годам обучения.
На уровнях основного общего образования и среднего общего образования рабочие
программы предметов, курсов, модулей также должны включать перечень элементов содержания
ГИА (перечень элементов содержания, проверяемых на ОГЭ и ЕГЭ).
В данном разделе также должны размещаться кодификаторы.
Кодификаторы - система опорных знаний и умений, контролируемых при переходе на
следующий уровень обучения, представлена в кодификаторах проверяемых требований к
результатам освоения.
В кодификаторе по каждому предмету должны содержаться:
•
перечень проверяемых требований (умений) к результатам освоения ООП, и
педагог, формирующий рабочую программу по предмету в определённом классе, выбирает по
изучаемой теме все контролируемые элементы и требования из кодификатора, которые
изучаются в этом классе;
•
контролируемые элементы содержания ООП и элементов содержания по
предметам;
В ходе разработки КТП с помощью кодификатора учитель из общей системы предметных
знаний должен выделить опорные знания и действия, контролируемые при переходе на
следующий уровень обучения, и отметить их в КТП.
2.11.
Раздел «Тематическое планирование» содержит следующие графы: номер
раздела и тем программы; наименование разделов и тем программы;
количество академических часов, отводимых на освоение каждого раздела и темы, с
указанием количества часов, отводимых на контрольные и практические работы. Необходимо
учесть, что проводить оценочные процедуры по каждому учебному предмету в одной параллели
классов не чаще 1 раза в 2,5 недели. При этом объем учебного времени, затрачиваемого на
проведение оценочных процедур, не должен превышать 10% от всего объема учебного времени,
отводимого на изучение данного учебного предмета в данной параллели в текущем учебном году;
электронные (цифровые) образовательные ресурсы, которые можно использовать при изучении
каждой темы. В качестве электронных (цифровых) образовательных ресурсов допускается
использование мультимедийных программ, электронных учебников и задачников, электронных
библиотек, виртуальных лабораторий, игровых программ, коллекций цифровых
образовательных ресурсов.
Раздел оформляется в виде таблицы (Приложение 2).
2.12.
В рабочие программы предметов с непосредственным применением
Федеральных рабочих программ должно быть включено календарно-тематическое (поурочное)
планирование. (Приложение 3).
4
3.
Порядок разработки рабочей программы
3.3.
Рабочая программа составляется на уровень образования в соответствии с
Федеральной рабочей программой по учебному предмету, утвержденной Министерством
просвещения Российской Федерации. Содержание и панируемые результаты освоения
Программы должны быть не ниже соответствующих содержания и планируемых результатов
Федеральной рабочей программы учебного предмета, курса, модуля.
3.4.
Рабочая программа разрабатывается по каждому отдельно взятому предмету
образовательной области.
3.5.
При разработке рабочей программы рекомендуется использовать онлайн-сервис
для создания рабочих программ по учебным предметам «Конструктор рабочих программ»
(https://edsoo.ru/constructor/).
3.6.
Рабочая программа разрабатывается в электронном и бумажном
варианте. Электронный вариант рабочей программы хранится в папке «Завуч» на
локальном диске.
3.7.
За содержание рабочей программы несет ответственность учитель-предметник.
4.
Порядок разработки поурочного планирования
4.3.
Раздел «Тематическое планирование» рабочей программы является основой для
создания поурочного планирования учебного предмета, учебного курса (в том числе внеурочной
деятельности), учебного модуля.
4.4.
Календарно-тематическое (поурочное) планирование не входит в состав рабочей
программы и является самостоятельным документом.
4.5.
Календарно-тематическое (поурочное) планирование составляется каждым
учителем индивидуально. В федеральных рабочих программах используется единое поурочное
планирование.
Календарно-тематическое (поурочное) планирование составляется отдельного для каждого
класса и имеет титульный лист.
Титульный лист (за исключением рабочих программ, непосредственного применения при
реализации ООП НОО, ООП ООО и ООП СОО федеральных рабочих программ) имеет грифы
рассмотрения, согласования и утверждения. Грифы располагаются в верхней части рабочей
программы (Приложение 3), гриф утверждения с указанием даты и номера приказа (Приложение
3).
4.6.
Календарно-тематическое (поурочное) планирование включает компоненты:
номер урока по порядку; наименование темы урока;
количество часов (с указанием часов, отводимых на контрольные и практические работы);
дата изучения; электронные цифровые образовательные ресурсы.
Календарно-тематическое (поурочное) планирование оформляется в
виде
таблицы (Приложение 4).
4.7.
При
разработке Календарно-тематическое (поурочное)
планирование
использовать онлайн-сервис для создания рабочих программ по учебным предметам
«Конструктор рабочих программ» (https://edsoo.ru/constructor/).
4.8.
Календарно-тематическое (поурочное) планирование составляется сроком на
один учебный год.
4.9.
Корректировка в поурочном планировании производится по необходимости.
5
5.
Порядок утверждения и хранения рабочей программы и поурочного
планирования
5.3.
Рабочая программа и календарно-тематическое (поурочное) планирование (за
исключением рабочих программ, непосредственного применения при реализации ООП НОО,
ООП ООО и ООП СОО федеральных рабочих программ) утверждается ежегодно в начале
учебного года (до 1 сентября текущего года) приказом директора школы.
5.4.
Утверждение рабочей программы и поурочного планирования предполагает
следующие процедуры:
обсуждение и принятие на заседании методического объединения; согласование у
заместителя директора, курирующего данный предмет, курс, направление деятельности;
5.5.
Календарно-тематическое (поурочное) планирование составляются сроком на
один год, хранятся в течении всего текущего учебного года и списываются по его окончании,
рабочая программа составляется на уровень.
5.
Требования к оформлению рабочей программы и поурочного планирования
5.1.
Оформление рабочей программы и поурочного планирования начинается с
титульного листа (он не нумеруется).
5.2.
Нумерация страниц начинается со второй, номер проставляется в нижней правой
части листа.
5.3.
Работа выполняется на одной стороне листа с полями не менее 3,0 см слева и 1,0
см справа, 2,5 см сверху и 2,0 см снизу. Не допускаются помарки, исправления.
5.4.
При наборе текста на компьютере необходимо соблюдать следующие
технические требования:
–
шрифт Times New Roman № 14 текст Программы;
–
шрифт
Times New Roman
№
12-14
текст
Поурочного
планирования;
–
межстрочный интервал – 1,0.
5.5.
Каждый раздел рабочей программы начинается с нового листа. Название
параграфа отделяется от названия главы или предыдущего параграфа пустой строкой.
6.
Заключительные положения
6.1.
Настоящее Положение является локальным нормативным актом, принимается
на Педагогическом совете школы и утверждается приказом директора.
6.2.
Все изменения и дополнения, вносимые в настоящее Положение,
оформляются в письменной форме в соответствии с действующим законодательством
Российской Федерации.
6.3.
Положение
принимается на неопределенный
срок. Изменения и
дополнения к Положению принимаются в порядке, предусмотренном пунктом 6.1. настоящего
Положения.
6.4.
После принятия Положения (или изменений и дополнений отдельных
пунктов и разделов) в новой редакции предыдущая редакция автоматически утрачивает силу.
6
Приложение 1
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Трудовская средняя школа» Сакского района Республики Крым
РАССМОТРЕНО
Руководитель МО
_________ /Л.А. Якубова
подпись
ФИО
Протокол
заседания
ШМО
30.08.2023 г. №_1__
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора
МБОУ «Трудовская
средняя школа»
________/ Н.Л. Нечепурук
подпись
ФИО
«30» августа 2023 г.
УТВЕРЖДЕНО
Приказ 31.08.2023 г. №
Директор
МБОУ
«Трудовская средняя
школа»
________/ Г.С. Бекирова
подпись
ФИО
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(индивидуальное обучение на дому по программе РАС вариант 8.3.)
Руденко Богдан
Предмет
Уровень
Учитель
Ручной труд
базовый
____________________
о
о
Ф.И.О. учителя-разработчика
Класс
Срок реализации
1
о
1 год
о
Количество часов:
Всего 1 ч.; в неделю 1 ч.
Составлена на основе ФАОП по предмету «Ручной труд».
7
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Трудовская средняя школа» Сакского района Республики Крым
РАССМОТРЕНО
Руководитель ШМО
ФИО
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора МБОУ
«Трудовская средняя школа»
Протокол заседания ШМО
от
г. № 1 дата
УТВЕРЖДЕНО
Приказ № от
г.
Директор
МБОУ
«Трудовская
средняя школа»
Н.П. Коновалова
Г.С. Бекирова
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Кружок (курс)
Учитель
Ф.И.О. учителя-разработчика
Класс
Срок реализации
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Трудовская средняя школа» Сакского района Республики Крым
РАССМОТРЕНО
Руководитель МО
_________ /Л.А. Якубова
подпись
ФИО
Протокол заседания ШМО
29.08.2025 г. №_1__
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора
МБОУ «Трудовская
средняя школа»
________/ Н.Л. Нечепурук
подпись
ФИО
«29» августа 2025 г.
УТВЕРЖДЕНО
Приказ 29.08.2025 г. №____
Директор
МБОУ
«Трудовская
средняя
школа»
________/ Г.С. Бекирова
подпись
ФИО
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Предмет
о
Уровень
базовый
Учитель ____________________
о
Ф.И.О. учителя-разработчика
Класс
Срок реализации
о
1 год
о
8
Количество часов:
Всего 1 ч.; в неделю 1 ч.
Составлена на основе ФОП по предмету «Родной язык (русский)».
Приложение 2
Тематическое планирование
5 класс
№
п/ п
Наименование
разделов и тем
программы
Количество часов
Всего
Электронные
(цифровые)
образовательн ые
ресурсы
Контрольные Практически е
работы
работы
Раздел 1.
1.1
1.2
Итого по разделу
Общее количество
часов по программе
9
Приложение 3
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Трудовская средняя школа» Сакского района Республики Крым
РАССМОТРЕНО
Руководитель ШМО
ФИО
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора МБОУ
«Трудовская средняя школа»
УТВЕРЖДЕНО
Приказ № от
г.
Директор
МБОУ
«Трудовская
средняя школа»
Н.П. Коновалова
Г.С. Бекирова
Протокол заседания ШМО
от
г. № 1 дата
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ (ПОУРОЧНОЕ)
ПЛАНИРОВАНИЕ
учителя
по учебному предмету «название предмета»
для обучающихся
на
класса
учебный год
/
* Календарно-тематическое (поурочное) планирование рабочей программы непосредственного
применения при реализации ООП НОО, ООП ООО И ООП СОО оформляется без грифов «рассмотрено,
согласовано, утверждено»
Приложение 4
№ Тема урока
п/п
1
Количество
часов
Дата
к/р
По
плану
Всего
По
факту
Электронные цифровые
образовательные ресурсы
…
10